О шаблонах и других вещах, которые мы не любим
Правила форума
В этом разделе новые темы может создавать кто угодно (по крайней мере, пока). Прежде чем начинать новую дискуссию, пожалуйста, посмотрите: может быть, что-то подобное здесь уже обсуждают. Не надо дублировать темы.
В этом разделе новые темы может создавать кто угодно (по крайней мере, пока). Прежде чем начинать новую дискуссию, пожалуйста, посмотрите: может быть, что-то подобное здесь уже обсуждают. Не надо дублировать темы.
О шаблонах и других вещах, которые мы не любим
Давайте поговорим о том, какие шаблоны и сюжетные ходы нас раздражают в книгах, фильмах и сериалах. Думаю, всем участникам конкурса будет полезно почитать ответы, :)
Я начну. Думаю, все слышали про структуру сюжета «Путешествие героя». В ней за этапом «Зов к приключениям» следует этап «Отказ от зова» — это когда, скажем, Бильбо не хочет идти ни к какой горе. Этап сугубо формальный: мы прекрасно понимаем, что никуда герой денется, как бы ни кочевряжился. Так вот: как же раздражает, когда автор еще и растягивает эту стадию до бесконечности! Особенно в жанровой литературе. Когда в детективе сыщик ну никак не хочет браться за это загадочное дело — пусть им занимается другой отдел. Когда в фэнтези герой на протяжении сотни страниц не верит, что попал в волшебный мир, и ищет автобусную остановку. Когда… Ладно, передаю эстафету :) Какие нелюбимые штампы у вас?
Я начну. Думаю, все слышали про структуру сюжета «Путешествие героя». В ней за этапом «Зов к приключениям» следует этап «Отказ от зова» — это когда, скажем, Бильбо не хочет идти ни к какой горе. Этап сугубо формальный: мы прекрасно понимаем, что никуда герой денется, как бы ни кочевряжился. Так вот: как же раздражает, когда автор еще и растягивает эту стадию до бесконечности! Особенно в жанровой литературе. Когда в детективе сыщик ну никак не хочет браться за это загадочное дело — пусть им занимается другой отдел. Когда в фэнтези герой на протяжении сотни страниц не верит, что попал в волшебный мир, и ищет автобусную остановку. Когда… Ладно, передаю эстафету :) Какие нелюбимые штампы у вас?
О шаблонах и других вещах, которые мы не любим
"...и тут ГГ из последних сил"
Хрупкая белая орхидея в вазе из красного хрусталя
- EraM
- Колфан-29
- Сообщения: 1457
- Зарегистрирован: 25 май 2019, 12:37
- Откуда: Белгород
- Контактная информация:
О шаблонах и других вещах, которые мы не любим
Терпеть не могу "штамп", который называется "пишу куда вывезет".
Это когда герой, допустим, попадает в некий мир и начинает бесцельно по нему бродить, лицезреть и, аки акын, вещать об увиденном. Крайне раздражает, когда герой-акын так же бестолково возвращается в свой мир. А полный абзац - это когда он еще умудряется по пути следования спасти кого-то - незнамо от кого и зачем: типа, герой - Герой!
Короче, если автору исключительно важно описание мира, то мне, как читателю, хочется отправить такую нетленку в ближайшую топку.
ПС: В связи с воскрешением Колфана, мне, пожалуй, стоит подумать о выходе из творческой (литературной) комы.
Кстати, приветствую всех и всё!
Это когда герой, допустим, попадает в некий мир и начинает бесцельно по нему бродить, лицезреть и, аки акын, вещать об увиденном. Крайне раздражает, когда герой-акын так же бестолково возвращается в свой мир. А полный абзац - это когда он еще умудряется по пути следования спасти кого-то - незнамо от кого и зачем: типа, герой - Герой!
Короче, если автору исключительно важно описание мира, то мне, как читателю, хочется отправить такую нетленку в ближайшую топку.
ПС: В связи с воскрешением Колфана, мне, пожалуй, стоит подумать о выходе из творческой (литературной) комы.
Кстати, приветствую всех и всё!
делай, что должно, и будь что будет
О шаблонах и других вещах, которые мы не любим
Бесят лирические отступления. Теряется нить, выпадаешь из атмосферы, забываешь, кто о чем говорил. Ну по что так делать?
О шаблонах и других вещах, которые мы не любим
Меня порой бесит шаблон «нормальности» ГГ, которому зачастую – осознанно или нет – следуют авторы конкурсных рассказов. Этот шаблон фиксируется, несмотря даже на «внешние» атрибуты «ненормальности» ГГ (разбойники-бандиты и прочие бэд-гайс; морфо-генетические отклонения; девиации в характерах). Несмотря на них, в абсолютно подавляющем большинстве случаев в рассказах транслируется, что ГГ – это «на самом деле хороший парень / классная девчонка»; ГГ, «просто попавший в сложные жизненные обстоятельства, их жертва» – как будто в основном для того только, чтобы вызвать у читателей сопереживание, «потому что он хороший», правильный с морально-этических углов зрения и где-то даже Образец. Такие «скелетные» беспорочность, безупречность и правильность ГГ, если ощущается их нарочитость, делают персонажа рафинированным, «ненастоящим». И потому редко в конкурсных рассказах можно встретить «живых» людей.
Или (тоже шаблон утрированной, на мой взгляд, «нормальности») чуть не в каждом рассказе демонстрируется стандартный клишированный набор действий, реакций и сцен: например, почти непременно авторы считают необходимым показать секс, дав крупным планом отдельные элементы действа (так как бы отыгрывается и «нормальность», и «естественность», и «не, ну а чо, современная же литература, кто не любит – ханжа»), а также разнородные физиологические натур-подробности. Складывается впечатление, что если автор специально не покажет это в тексте, то читатель непременно решит, что персонаж или монах / монашка, или «картонка». Но, как по мне, как раз акцентирование внимания на таких поведении, сценах и реакциях и делает персонажа фанерным. Иной раз, прочитав конкурсные рассказы, складывается некий усредненный «образ ГГ по конкурсу», подчеркиваемыми атрибутами «нормальности» которого являются условно средние показатели интеллекта, поведения и эмоциально-психологического спектра, демонстрируемые ругань, секс и стандартно-усредненные (= обычно принимаемые) девиации – чтоб быть «понятнее и ближе читателю».
Собственно, вот это стремление «чтоб ГГ был узнаваемее, понятнее и ближе читателю», на мой взгляд, тоже само по себе есть набивший оскомину шаблон.
Или (тоже шаблон утрированной, на мой взгляд, «нормальности») чуть не в каждом рассказе демонстрируется стандартный клишированный набор действий, реакций и сцен: например, почти непременно авторы считают необходимым показать секс, дав крупным планом отдельные элементы действа (так как бы отыгрывается и «нормальность», и «естественность», и «не, ну а чо, современная же литература, кто не любит – ханжа»), а также разнородные физиологические натур-подробности. Складывается впечатление, что если автор специально не покажет это в тексте, то читатель непременно решит, что персонаж или монах / монашка, или «картонка». Но, как по мне, как раз акцентирование внимания на таких поведении, сценах и реакциях и делает персонажа фанерным. Иной раз, прочитав конкурсные рассказы, складывается некий усредненный «образ ГГ по конкурсу», подчеркиваемыми атрибутами «нормальности» которого являются условно средние показатели интеллекта, поведения и эмоциально-психологического спектра, демонстрируемые ругань, секс и стандартно-усредненные (= обычно принимаемые) девиации – чтоб быть «понятнее и ближе читателю».
Собственно, вот это стремление «чтоб ГГ был узнаваемее, понятнее и ближе читателю», на мой взгляд, тоже само по себе есть набивший оскомину шаблон.
- harrybook
- Добрый друг
- Сообщения: 83
- Зарегистрирован: 30 май 2019, 05:29
- Откуда: Крым, Феодосия
- Контактная информация:
О шаблонах и других вещах, которые мы не любим
Терпеть не могу рассказы, где действие происходит в:
1) Офисе (белые воротнички)
2) Средней школе (учителя, школьники)
3) ВУЗе (ректоры, деканы, профессора, студенты и пр. хр.)
Понимаю, что есть очень хорошие подобные тексты, но 99% фигня штамповейшая, поэтому терпеть не могу.
1) Офисе (белые воротнички)
2) Средней школе (учителя, школьники)
3) ВУЗе (ректоры, деканы, профессора, студенты и пр. хр.)
Понимаю, что есть очень хорошие подобные тексты, но 99% фигня штамповейшая, поэтому терпеть не могу.
- Видфара
- Колфан-29
- Сообщения: 155
- Зарегистрирован: 26 май 2019, 03:50
- Откуда: Петропавловск-Камчатский
- Контактная информация:
О шаблонах и других вещах, которые мы не любим
Вот за школу обидно.
Там до сих пор столько удивительного происходит!
Намедни в соседнем заведении соц.педагога лишили премии за то, что её подопечные неоднократно вступали в половую связь друг с другом, заведомо зная, что одной из них нет и 14 годков...
- harrybook
- Добрый друг
- Сообщения: 83
- Зарегистрирован: 30 май 2019, 05:29
- Откуда: Крым, Феодосия
- Контактная информация:
О шаблонах и других вещах, которые мы не любим
Сама школа тут не при чём. Речь о "школьных" рассказах, где переливают из пустого в порожнее.
О шаблонах и других вещах, которые мы не любим
вот как раз читала один опус одной дамы, которая мечтает стать писателем. Слово "любовь" в каждом предложении, ну в каждом втором, буду справедлива. А плюс героиня очень красивая была - это прям бесит, все красивые, а нормальные люди они где-то там.
"Некоторые считают тебя сумасшедшей, на самом деле у них просто нет воображения"
О шаблонах и других вещах, которые мы не любим
Бесит в женском фентези штамп "он такой мерзавец, она его терпеть не может, так ее раздражает, в итоге они поженились и счастливы в браке".
Практически в каждом первом женском фентези такое есть, за очень редким исключением. Не читаю его поэтому.
Практически в каждом первом женском фентези такое есть, за очень редким исключением. Не читаю его поэтому.
Всё бывает когда-нибудь.
- harrybook
- Добрый друг
- Сообщения: 83
- Зарегистрирован: 30 май 2019, 05:29
- Откуда: Крым, Феодосия
- Контактная информация:
О шаблонах и других вещах, которые мы не любим
Меня само ЖФ бесит.alefseina писал(а):Бесит в женском фентези штамп "он такой мерзавец, она его терпеть не может, так ее раздражает, в итоге они поженились и счастливы в браке".
О шаблонах и других вещах, которые мы не любим
Это не только в женском фентези встречается, но и вообще у авторов женского пола в любом жанре. Полистайте Полякову или Серову на досуге - там в каждой книге главная героиня получает от главного героя по сусалам, он ее пытает, мучает, топит в ванной, а потом она в него влюбляется. Стокгольмский синдром, что ли?
- Corvus Ineffable
- Добрый друг
- Сообщения: 163
- Зарегистрирован: 19 июн 2019, 17:57
О шаблонах и других вещах, которые мы не любим
Ужасно не люблю "deus ex machina". В любом виде. Исключением являются только орлы у Толкина.
Это начисто убивает весь героизм: вот герой, старается, борется из последних сил - и проигрывает. Уже ожидаешь, что сейчас завезут драмы, но нет - прибывает доблестный отряд из Тёмных низин и рубит монстров в капусту. Ещё более нелепо это выглядит, когда злодей половину решающей схватки дерётся не в полную силу (дабы спасение гг не выглядело чересчур внезапным), а потом резко становится в десять раз сильнее. И тут, когда он заносит свой меч над беззащитным гг и с силой его опускает - внезапно появляется великий воин/маг/брат гг и парирует смертельный удар. Не спорю, это эпично и пафосно, однако за последние несколько лет это стало настолько распространённым клише (в том числе и в кино), что уже осточертело. Допустим, каким-то монументальным произведениям вроде того же "Властелина Колец" это позволительно, но подобную фигню суют в каждый третьесортный шитдевр уровня полки в супермаркете!
Это начисто убивает весь героизм: вот герой, старается, борется из последних сил - и проигрывает. Уже ожидаешь, что сейчас завезут драмы, но нет - прибывает доблестный отряд из Тёмных низин и рубит монстров в капусту. Ещё более нелепо это выглядит, когда злодей половину решающей схватки дерётся не в полную силу (дабы спасение гг не выглядело чересчур внезапным), а потом резко становится в десять раз сильнее. И тут, когда он заносит свой меч над беззащитным гг и с силой его опускает - внезапно появляется великий воин/маг/брат гг и парирует смертельный удар. Не спорю, это эпично и пафосно, однако за последние несколько лет это стало настолько распространённым клише (в том числе и в кино), что уже осточертело. Допустим, каким-то монументальным произведениям вроде того же "Властелина Колец" это позволительно, но подобную фигню суют в каждый третьесортный шитдевр уровня полки в супермаркете!
О шаблонах и других вещах, которые мы не любим
Моя точка зрения может показаться не слишком щепетильной, но всё же: в любом литературном сочинении любому шаблону, клише, штампу - быть. Вопрос шаблона, по сути, технический вопрос; если я читаю историю, и она мне подспудно не по душе, то просто станет скучно, я зевну, почешусь, посмотрю в окно, пойду поем, и так далее - я вряд ли стану пытаться анализировать текст, чтобы понять, что в нём не так, где именно споткнулся мой интерес к происходящему в тексте.
Ведь если разобраться, то каждое произведение будет иметь шаблоны и штампы, главное - чтобы они были к месту и использованы в меру. А когда шаблон не к месту, или выпирает, этого скорее всего не заметит автор ("и так сойдёт!"), этого наверняка не заметит читатель ("пойду по..."), но должен заметить редактор, бета-ридер или любой другой заинтересованный человек с опытом и цепким взглядом.
Я, на самом деле, мало погружен в скороспелую литературу, читаю всяких олдов, и в основном тех, кто мне по душе, и кому я могу простить все очевидные шаблоны и повторы.
Ведь если разобраться, то каждое произведение будет иметь шаблоны и штампы, главное - чтобы они были к месту и использованы в меру. А когда шаблон не к месту, или выпирает, этого скорее всего не заметит автор ("и так сойдёт!"), этого наверняка не заметит читатель ("пойду по..."), но должен заметить редактор, бета-ридер или любой другой заинтересованный человек с опытом и цепким взглядом.
Я, на самом деле, мало погружен в скороспелую литературу, читаю всяких олдов, и в основном тех, кто мне по душе, и кому я могу простить все очевидные шаблоны и повторы.
- Samael's Prophet
- Добрый друг
- Сообщения: 22
- Зарегистрирован: 04 сен 2020, 12:33
О шаблонах и других вещах, которые мы не любим
Шаблоны - всего лишь инструмент в руках творцов, причём один из инструментов, характеризующих талант писателя. Шаблоны и клише - основополагающий аспект многих жанров, нужно ставить вопрос иначе: умеет ли автор использовать шаблоны? Если да - это воспринимается как классика и "Смотри, ща внезапно будет", а если автор берёт шаблон в сыром виде и не работает с текстом, чтобы этот шаблон адаптировать, то получится щитевр.
И нет им прощения, ибо ведают, что творят.