"Зоя", конечно, лубочная, ну и что? Лубок - тоже искусство. Тут очень грамотно сделанный лубок, с шиком. Еще чуть-чуть, и будет не добротная поделка, а шикарное советское лавкрафтианство. Все к нему располагает: таинственная деревня с молчаливыми жителями, этническая хтонь, детективный сюжет. Только вот деревенские какие-то не скорбные и не стрёмные, не завели себе ни культа в развенчанной церкви, ни мрачного жреца-старосту. Ну ходят они к дубу, меняются с чудью на серебро. Меркантильные, бездуховные. Хтонь не пугающая, а скорее симпатичная. Детективный сюжет заканчивается, едва начавшись. Никто даже не умер и не обезумел! Ну что за дела! Но тем не менее за сцену видений Кеши в пещере можно многое простить. Жаль, что сцена эта уложилась в один абзац, а дальше все опять стало простенько и без искры. Ну и вот это хорошо, живо вышло:
Голос Зои ломался, дрожал, но она разогнула спину и выпрямилась. И, схватившись за косынку, сорвала её, обнажив стриженую под ноль, как в тифозном бараке, голову… И багровый ожог на лбу в форме звезды.
– Меня беляки в плену драли, как сучку – я не боялась… – процедила Зоя, натужно поднимая руку. – Калёным железом меня клеймили – не боялась! Ты думаешь, я тебя забоюсь, курва подземная, сука бледная?!
только вот это единственная вспышка образа Зои за весь текст, так-то она бледная и банальная. Персонаж Кеши - вообще никакой. Есть у него интересный дальневосточный флёр, но... вот побывал он в бою, убивал, повидал всякое, а личность его эти события не тронули. Точнее, не видно, что тронули.
Про клюкву тут говорят. Ну, а как без неё-то? Видно, что автор провел беглую разведку, ну и молодец. Надо ли требовать большего? Не знаю. Мне лично нормально.
Семёрочку на фоне других рассказ заслужил. Ну или шестёрочку. Подумаю.
Если сравнивать с таким же лубочным "Герметективом", "Зоя" мне понравилась чуть больше.