Финал

Аватара пользователя
WYPNK
Добрый друг
Сообщения: 120
Зарегистрирован: 13 авг 2021, 15:01
Откуда: Воронеж

Финал

Сообщение WYPNK » 17 сен 2021, 12:56

mick_ekb писал(а):
17 сен 2021, 12:47
Но метафора-то понятна, картинка есть
Поддерживаю. Никаких проблем с представлением не возникло. Как же тогда читать твёрдую НФ? :smile:
Многие авторы не сильно-то считаются с читателем, используя много научной терминологии. И что теперь? Кому это мешает? Сравнение может и странное, но первое, что пришло в голову.
Можно просто Шурик.

Epillet
В десятке
Сообщения: 382
Зарегистрирован: 24 сен 2020, 12:22

Финал

Сообщение Epillet » 17 сен 2021, 13:00

ZeroScientific, mick_ekb, TbMA, ну, меня вы не переуговорите, я считаю эту метафору преднамеренно хитровыверченной, но при этом неудачной. Но, разумеется, уважаю ваше право считать иначе.
Зы: зато благодаря моей неспособности представить гроздь скелетов мы все стали немножко эрудированнее))))
Зыы: там вон товарищ Осанов попенял автору Голоса за акселлерандо, или как там, а это уж куда как проще представить)))
Слабоумие и отвага! Страдания и алкоголизм!

Аватара пользователя
Антон Осанов
Добрый друг
Сообщения: 75
Зарегистрирован: 22 авг 2021, 07:28

Финал

Сообщение Антон Осанов » 17 сен 2021, 13:04

Гжель.

Соответствие теме: 3/3
Стилистика: 2/3.
История: 2/3.

Прекрасно название. И сравнительность его — тоже. И начинается без запевов, сразу к делу, чрезвычайно увлекательно. И дальше прекрасный сюжетный поворот! И с дрожью знаешь: впереди ещё больше половины, семь желанных страниц! Готовишься получить не удовольствие — счастье! — как вдруг рассказ превращается в тыквенные корки, ты поскальзываешься на них и летишь в выгребной бак прописных истин. Стойте, я ведь не Золушка, нельзя ли переписать всё, что после пятой страницы?

После, надеюсь, что-то и впрямь перепишут.

Сюжет: ГГ-переводчик хочет понять фундаментальный принцип мышления гжели — той части человечества, которая после «инцидента 61го года» утратила способность к какой-либо речи, в т.ч. внутренней. Для этого герой погружается в мир гжели, где жертвы «лингвоблокады» общаются специальной бело-голубой «симфокраской», нанесённой на лицо. Вскоре герой сам заражается гжелью, стремительно утрачивая навыки связной речи. Пытаясь ответить на вызов, герой начинает собственное расследование, которое, не успев развернуться, закрывает все поставленные вопросы. Ну, за исключением морально-эволюционного: лучше остаться человеком или стать гжелью?

То есть первая проблема: эта история не для рассказа. Ей нужна повесть. Даже роман. Тут можно навертеть на четыреста хитрых страниц, и, если б они были написаны на английском, вышел бы осенний бестселлер. Очень в духе модной интеллектуальной прозы о когнитивных способностях человечества. Но у нас рассказ. К тому же отечественный, поэтому то, что начиналось как Тед Чан, заканчивается как русское боевое фэнтези. Не по содержанию, конечно, а по духу: невразумительное кунг-фу словами.

В структуре рассказа не просто провал, а кетаминовая дыра — в самом сердце 9000 знаков отдано под беседу с врачами, из которой важны только три вещи:

1) Постепенная утрата героем навыков связной речи.
2) Готовый визуальный способ общения с заразившимися гжелью. Т.е. потерпевший такой не первый.
3) Выдача подозрительного вида лекарства.

Всё это можно было уложить в 2000-3000 знаков, а то и в два-три абзаца. При желании, даже в один. Тогда объём высвободится для «расследования», но следующие 7500 знаков не разворачивают действие, а остаются растянутой связкой. Из неё ясно следующее:

1) Герой всё сильнее утрачивает возможность мыслить традиционно.
2) Долгое общение с подругой-Ленкой на побочные темы.
3) Важный сюжетный рассказ о «Дурачке».
4) Неожиданное появление учёной-гжели, поездка к которой может снять все вопросы.

Первый пункт можно ужать до пары абзацев. Пункт второй просто обозначить штрихами. Достаточно оставить лишь это: «Впервые я услышал, как звучит ее голос, очищенный от дурацкого смысла ее речей». К третьему пункту вопросов нет. Четвёртый напоминает небезызвестный музыкальный инструмент: откуда взялась эта исследовательница, почему герою нужно именно к ней? Если это источник, на основании которого переводчик хотел писать свою книгу, фигуру учёной-гжели нужно было заранее (в первой половине) прописать. И не один раз. Например, на конференции её упоминают как светило гжельской науки.

В любом случае, 7500 знаков можно было сократить до 3000-4000.

Ну а дальше всё, конец… 40000 знаков объёма почти выбраны. Собственно, к чему и были все эти подсчёты.

Поэтому история не просто разваливается, а глохнет: на встрече с гжелью переводчику вываливают всю правду о природе заболевания и лекарстве. Оно, оказывается, давно находилось в руках героях и, в частности, у людских учёных:

Врачи клиники получили его от гжели и потому относились с сомнением. Все это время спасение было у меня под рукой…

Тут даже не концовка слита, а как бы ход сюжета, сама взаимосвязь событий: они идут в простой последовательности, без преград и конфликта, просто потому что надо уложиться в объём. А всё потому, что с середины рассказа его растратили на второстепенности.

Нужно было экономить, пульс считать. Неспешность композиции словно для повести выбрана. А тут рассказ.

На языке останавливаться не будем. Приемлемо писано, кроме того, что идея о разрушении всякого связного знакового мышления передаётся вполне чётким структурным языком, не говоря уже о нерушимости базовых морфем. В конце рассказа нужно было обрушить язык, разбить его в ничто, пройтись по острым осколкам и не заметить, как больно стопам. Нужно было повторить языковую деконструкцию ХХ века, начиная от футуристов и Хлебникова и заканчивая французским антироманом. Сложно? Ну а как ещё? Бывает и не такое. Например, есть роман Кэндзи Сиратори «Кровь электрическая», где повествование ведётся от лица киборга, синтаксис которому заменяет С++:
«Далёкая пора// Планетарная форма софтвера искусственного ассасина/энтропическая ось зенита — шумное живое тело, которое вырывает череп девушки, сокрушающей спазм Города Трупов::‹‹инокулируя вид внутренностей пса/мозг себя сбрасывается::ритм ГИПЕР-+РЕАЛ артерии, что была закодирована — эмоционально — в утробу›› Код доступа к шишковидной зоне утерян::ВАВИЛОНСКИЕ животные// убить деградацию сердца//»
В общем, убить деградацию сердца нужно было.

Есть и по мелочёвке: как гжель могла изобрести симфокраску, если болезнь блокирует привычную мыслительную деятельность? Ведь закрыт путь к обмену данными. Нет коммуникации между гжелевыми людьми. Можно было бы убить двух зайцев и сказать, что гениальный изобретатель симфокраски та старая гжель-учёная, к которой едет герой. И всё, нет вопросов. Также рассказ зря выбрал именование «Дурачок». Слишком уж уши нашумевшего «Новичка» торчат. Выстроенная вселенная настолько увлекательная и самодостаточная, достойная, повторю, целого романа, что как-то повязывать её, тем более в пошло-ироническом ключе, с нашей реальностью не требуется.

А теперь к смыслу, то бишь к самому главному. Рассказ (вольно или невольно) является лирическим ответом на гипотезу Сепира-Уорфа, которая утверждает наличие связи между языком и мышлением. Гипотезу лингвистической относительности различают в двух видах: мягком и ортодоксальном. Ортодоксальная давно опровергнута. Она гласит, что язык прямо и значительно влияет на характер нашего мышления. За примером можно сходить к «1984» Оруэлла: исключение слова из лексикона означает исключение из обихода обозначаемого им смысла. В мягком виде гипотеза гласит, что язык оказывает косвенное влияние на некоторые когнитивные процессы, и это действительно так. Дискуссия о степени такого влияния ведётся до сих пор.

Гжель пытается ответить на вопрос, куда пойдет мысль без опоры на знаковую систему, как будет развиваться безречевое разумное существо, будут ли это боги или инвалиды. К сожалению, для раскрытия этих сложных вопросов опять не хватает объёма. Поэтому они просто манифестируются в качестве озарения:

Гжель такая, как есть, потому что не связана речевыми понятиями и не руководствуется здравым смыслом. Только факты, только логика, только подтвержденные данные… только чистый смысл, незамутненный кривыми формулировками. Да это же сказка!

Ну, во-первых, чем тогда не устраивает математика? Это тоже язык, средство полного, очищенного от примесей выражения. В Вархаммере на бинарике вон вообще литании читают. Во-вторых, Гжель хоть и ставит сложные вопросы, а отвечает на них как-то позитивистски, мол, большая скорость обработки послания — это хорошо, большая чёткость формулировки — хорошо, большая концентрация смысла — хорошо. Но почему хорошо? Где обоснование? Не в царстве количества же. Почему переход к «третьей сигнальной системе» хорош? Ответ утилитарен: так удобно и круто, а ещё рожа в темноте светится (утрирование). Но как даже такой ответ соотносится с рассказанной историей? Да слабо соотносится. А как всё можно было бы соотнести? Да очень просто. Всего лишь признаться на гжели в любви к Лене! И чтобы та всё поняла без переводчика. Иначе провисает ещё и эта героиня, которая занималась конспирологией да бубнила. А так ею можно сомкнуть союз двух языковых систем.

Наиболее близок Гжели рассказ Признание. Это вообще близнецы-антиподы, зеркальный оксюморон. В Признании совершается другой переход: от полного химического смысла, не допускающего постороннего толкования — к неполноте знаковой системы, позволяющей выразить абсолютное. Удивительно, но эти два рассказа насколько схожи, настолько полярны: Гжель утверждает, что смысл в точности послания, Признание — что смысл в его неточности. О, да там даже герои инвалиды-маргиналы! И открытый финал с недоговорённостью! К сожалению, разница в языке слишком очевидна, дабы считать, что Признание и Гжель написал один и тот же автор. А было бы круто: две полностью противоположные идеи в финале при их фатальном сходстве. Такая лингвистическая биполярочка.

То, что Гжель заставила написать про неё так много, уже обязывает её высоко оценить. Да, в сегодняшнем необработанном виде рассказ объективно весит не более 6-7, но из-за того, что Гжель может быть обращена в 10-ку, балл будет выше. Здесь удивительная задумка. И недостаточность исполнения.

Так что, чисто из уважения к фантазии:

Оценка: 8 из 10.
Обитаю здесь

Аватара пользователя
A.Ram
Колфан-29
Сообщения: 451
Зарегистрирован: 10 июн 2019, 16:32

Финал

Сообщение A.Ram » 17 сен 2021, 13:05

mick_ekb писал(а):
17 сен 2021, 12:47
Скелет, кости закопчены (темненькие такие)
Совершенно верно: коптят мясо, не кости, чтобы получить копчёное блюдо (или мумию). А потемневшие кости не «копчёные» (ибо глупо), а «закопчёные», то есть с налётом копоти

Аватара пользователя
TbMA
Добрый друг
Сообщения: 2176
Зарегистрирован: 31 июл 2021, 19:18

Финал

Сообщение TbMA » 17 сен 2021, 13:09

A.Ram, придёт барс — и развалит всю линию защиты. Ну что за дела, а? =)
Что сделано — то оплачено.

Аватара пользователя
A.Ram
Колфан-29
Сообщения: 451
Зарегистрирован: 10 июн 2019, 16:32

Финал

Сообщение A.Ram » 17 сен 2021, 13:10

TbMA писал(а):
17 сен 2021, 13:09
придёт барс
тигры мы, альбиносы

Аватара пользователя
TbMA
Добрый друг
Сообщения: 2176
Зарегистрирован: 31 июл 2021, 19:18

Финал

Сообщение TbMA » 17 сен 2021, 13:16

A.Ram писал(а):
17 сен 2021, 13:10
тигры мы, альбиносы
Ваще не оправдание. =))
Что сделано — то оплачено.

Аватара пользователя
Светлана Недзвецкая
Добрый друг
Сообщения: 200
Зарегистрирован: 16 авг 2021, 23:08

Финал

Сообщение Светлана Недзвецкая » 17 сен 2021, 13:30

mick_ekb писал(а):
17 сен 2021, 12:47
да и не держатся вместе кости
Физически кости вместе не держатся, значит, можно весь пласт книг, фильмов, картин и прочего, где скелеты бегают, нападают, пугают, встают из могил и т.д., можно смело выкидывать. Быть-то так не может. :lol:
Epillet писал(а):
17 сен 2021, 01:29
на исполинском высохшем дереве, похожем на гроздь копчёных скелетов.
Образ, конечно, странный, но теоретически визуал такой вполне можно представить. Такие повисшие неприятно костлявые изломанные темно-коричневые ветви без листьев, где-то гуще, где-то реже, что вызывает в сознании образ гроздей. Другое дело, что слово "гроздь" мы чаще применяем в положительном смысле, оно вызывает приятные ассоциации, поэтому и есть диссонанс со скелетами.
Но мало ли, может герой любит закусывать копчеными скелетами. Дымок от них такой, как от костра, романтика, все дела... :lol:

Аватара пользователя
bbg
Колфан-29
Сообщения: 753
Зарегистрирован: 25 май 2019, 13:18

Финал

Сообщение bbg » 17 сен 2021, 13:35

Укол здравомыслия

Мнэ... Прочиталось быстро. Это хорошо.
Но каково идеологическое наполнение сего опуса?
Успешные, деловые люди, двигающие цивилизацию вперёд суть рептилоиды с раздвоенными языками. Настоящим человекам следует заниматься всяческой ерундой типа сочинения музычки, малевания картинок и разведение рыбёшек. Только, извините, так мы не достигнем уровня передовых держав!
Тема, ещё раз повторяю, не в тексте...

Аватара пользователя
Светлана Недзвецкая
Добрый друг
Сообщения: 200
Зарегистрирован: 16 авг 2021, 23:08

Финал

Сообщение Светлана Недзвецкая » 17 сен 2021, 13:36

Epillet писал(а):
17 сен 2021, 13:00
там вон товарищ Осанов попенял автору Голоса за акселлерандо, или как там, а это уж куда как проще представить)))
Все верно. Имхо, все зависит, от контекста. Где-то некоторые даже странные слова, фразы и т.д. прям в тему ложатся, а иногда ломают картинку, или ритм, или просто не вписываются.

Аватара пользователя
Светлана Недзвецкая
Добрый друг
Сообщения: 200
Зарегистрирован: 16 авг 2021, 23:08

Финал

Сообщение Светлана Недзвецкая » 17 сен 2021, 13:47

bbg писал(а):
17 сен 2021, 13:35
Но каково идеологическое наполнение сего опуса?
Успешные, деловые люди, двигающие цивилизацию вперёд суть рептилоиды с раздвоенными языками. Настоящим человекам следует заниматься всяческой ерундой типа сочинения музычки, малевания картинок и разведение рыбёшек
Я поняла так, что жизнь человека должна быть наполнена не только сухими цифрами, а помимо работы есть еще масса всяких вещей, скажем, любовь, друзья, забота о братьях наших меньших и т.д.
Ассоциативно: потрепанный старый клетчатый плед, не вписывающийся в обстановку и портящий дизайн квартиры, может давать больше тепла, уюта и психологического комфорта, чем самый новомодный и эстестически безупречный, который будет вызывать ощущение холодной красоты и строгости. Хотя по уму тот старый стоило бы давно выбросить. :smile:

Аватара пользователя
bbg
Колфан-29
Сообщения: 753
Зарегистрирован: 25 май 2019, 13:18

Финал

Сообщение bbg » 17 сен 2021, 13:58

Светлана Недзвецкая писал(а):
17 сен 2021, 13:47
Я поняла так, что жизнь человека должна быть наполнена не только сухими цифрами, а помимо работы есть еще масса всяких вещей, скажем, любовь, друзья, забота о братьях наших меньших и т.д.
Ассоциативно: потрепанный старый клетчатый плед, не вписывающийся в обстановку и портящий дизайн квартиры, может давать больше тепла, уюта и психологического комфорта, чем самый новомодный и эстестически безупречный, который будет вызывать ощущение холодной красоты и строгости. Хотя по уму тот старый стоило бы давно выбросить.
Я написал ровно то же самое. Иными словами.
Тема, ещё раз повторяю, не в тексте...

Аватара пользователя
Оскар Мацерат
Добрый друг
Сообщения: 61
Зарегистрирован: 02 авг 2021, 16:44
Откуда: Санкт-Петербург
Контактная информация:

Финал

Сообщение Оскар Мацерат » 17 сен 2021, 14:41

Немые боги горондара

Прочитал, понравилось. Медитативно так, спокойно, как в могиле.
Вот и иллюстрацию для рассказа подогнали)
VXgqXaL9aN4.png
VXgqXaL9aN4.png (220.65 КБ) 4879 просмотров

Аватара пользователя
felidae
Добрый друг
Сообщения: 628
Зарегистрирован: 02 авг 2021, 16:25

Финал

Сообщение felidae » 17 сен 2021, 14:43

О. Пошло в народ

Аватара пользователя
Светлана Недзвецкая
Добрый друг
Сообщения: 200
Зарегистрирован: 16 авг 2021, 23:08

Финал

Сообщение Светлана Недзвецкая » 17 сен 2021, 14:57

Ежикова азбука

Идея того, что можно общаться запахами интересная, но, имхо, она не раскрыта. Во всяком случае не в том смысле, какой предполагала тема "Без слов". Конечно, это только мое мнение и мое представление о теме.
Предполагалось, что общаться друг с другом без слов будут высокоразвитые существа. В данном случае высокоразвитых существ нет, и друг с другом они не общаются. Я не увидела общения желтых ежиков друг с другом, и впечатления высокоразвитых они не произвели. Они выглядят как животные, потому что, судя по рассказу, вся цель их жизни - размножаться и обеспечивать себе и потомству максимальный комфорт. Кошки, например, тоже так делают: когда им что-то от человека нужно, они ластятся, когда недовольны - царапаются и кусаются. И вполне себе дают понять человеку без слов, чего от него ждут: еды, за ушком почесать или чтобы он отстал и дал спокойно поспать.
Если считать за "высокоразвитость", что ежики понимали речь и выучивали азбуку...
Как раз почему ежики понимали речь человека на слух, никак не объяснено.
Причем, видимо, ежикам неважно было, русская, английская, или речь человека из иного мира, который шипел. Возможно, они понимали не слова на слух, а запахи? Но нет. Героиня ведь НАЗЫВАЛА буквы и придавала им значение запаха. Значит, слух и распознавание речи у ежиков было, именно отдельных слов. Ведь Лерик злится, когда Ангелина его вслух называет ежиком. Причем девушка явно имела ввиду положительную эмоцию, она умилилась, запахи, видимо, тоже соответствующие "умилительные" производила, но Лерику не понравилось. Значит, воспринимал на слух и понимал, о чем речь.
Когда и где у них появилась такая способность, если, скорее всего они жили в мире, где звуковая речь не нужна, а значит ее не нужно слушать и воспринимать? Теоретически у них и ушей могло не быть, а если они все же и слышали звуки, то скорей всего должны были воспринимать их как некую какофонию. Ну, скажем, как мы понимаем речь иностранца, если ее не изучали: даже при нашей готовности вычленять и анализировать такие звуки, мы не можем понять иностранную речь без изучения. А тут существа изначально эволюцией к такому не приспособленные. Имхо, такую их способность стоило каким-то образом объяснить.
Насчет выучивания азбуки - теоретически и горилл с орангутанами учили языку глухонемых, и они тоже худо-бедно общались, так что это не признак высокоразвитого существа, скорее высокоразвитого животного.
В общем, эта идея, имхо, не продумана до конца, хотя сама по себе увлекательная, и рассказ было читать интересно.

Аватара пользователя
felidae
Добрый друг
Сообщения: 628
Зарегистрирован: 02 авг 2021, 16:25

Финал

Сообщение felidae » 17 сен 2021, 15:00

Светлана Недзвецкая писал(а):
17 сен 2021, 14:57
впечатления высокоразвитых они не произвели.
Получается, нас захватили примитивы?

Изображение

Аватара пользователя
Светлана Недзвецкая
Добрый друг
Сообщения: 200
Зарегистрирован: 16 авг 2021, 23:08

Финал

Сообщение Светлана Недзвецкая » 17 сен 2021, 15:07

bbg писал(а):
17 сен 2021, 13:58
Я написал ровно то же самое. Иными словами.
Да, но Вы посчитали, что плохо "писать музычку и малевать картинки", потому что это ерунда, и лучше быть успешным человеком. По крайней мере я так поняла Ваше высказывание: что Вы посчитали идеологическое наполнение рассказа неудачным, раз "мы не достигнем уровня передовых держав". А я как раз считаю наоборот, что идеологическое наполнение удачное, и попыталась объяснить, почему я так считаю. :smile:

Аватара пользователя
Светлана Недзвецкая
Добрый друг
Сообщения: 200
Зарегистрирован: 16 авг 2021, 23:08

Финал

Сообщение Светлана Недзвецкая » 17 сен 2021, 15:09

felidae писал(а):
17 сен 2021, 15:00
Получается, нас захватили примитивы?
Да. Как нас, например, захватывает вирус. :lol: Меняя вообще все в нашем мире.

Аватара пользователя
bbg
Колфан-29
Сообщения: 753
Зарегистрирован: 25 май 2019, 13:18

Финал

Сообщение bbg » 17 сен 2021, 15:11

Человек из прошлой эпохи

Замечательный, осмысленный мир попался главному герою! Зачем же он его старательно ломает, желая - пусть и неосознанно - странного? Это приводит к плохому исполнению обязанностей. Ведь откуда-то же появилась неправильная, нерациональная Кларисса? Разрушительница собраний...
Тема, ещё раз повторяю, не в тексте...

Аватара пользователя
Юна Ги
Колфан-29
Сообщения: 482
Зарегистрирован: 13 июн 2019, 16:50

Финал

Сообщение Юна Ги » 17 сен 2021, 15:22

Светлана Недзвецкая писал(а):
17 сен 2021, 13:30
Физически кости вместе не держатся, значит, можно весь пласт книг
В подобных произведениях кости держатся. Причиной может быть некромантия, чёрная магия, вирус, не давший разложится связкам и другое, что понятно читателю из сеттинга. Здесь же - метафора, которая к сеттингу и миру не относится, а показывает восприятие героя.
Те мыши, которые все же дожрали кактус, потом отзывались, что в целом было неплохо

Закрыто