Здравствуйте)
Зашла в группу, глянуть, что тут у вас интересного, а наткнулась на яростные призывы топить рассказ.
Оу, дамы, у вас строгое подчинение Тьме?)
Своего мнения никто не имеет?)
Все бюллетени перед отправкой обязательно сдают на проверку главнокомандующей?)
Несогласных топят в сортирах?)
Мне стало любопытно, и я прочитала тот самый несчастный
Вопрос.
Дальше отзыв.
Если честно, я рассказ прочитала дважды. Во-первых, потому что первый раз читала глубокой ночью и сонным глазом выхватывала только очень вкусные куски. А во-вторых, перечитала утром на свежую голову чтоб лучше ориентироваться в тексте.
Не скажу, что рассказ прям моё, что прям зашёл "пищу и падаю", но мне дико понравилась стилистика. Вот эти моменты, когда рассказчик повествует о том, что происходит в настоящем времени.
Они не люди. Они совершенно иные существа. Потому вот такое их восприятие себя и мира, показанное через рассказчика, мне было ну оооочень кайфово.
Общение у них происходит интересно: взглядами и внешним видом. То есть, представьте, вам заклеили рот, связали по рукам и ногам, а вам очень надо выразить какую-то мысль. Что будет самым выразительным на вашем лице?
Глаза. И мимика, конечно, – погримасничать придётся изрядно
Весь рассказ герой повествует о том, как они создавали людей, уничтожали и вот опять им надо уничтожичить земную цивилизацию. Само повествование – это размышления героя. О чём он думает. И параллельно с этим он мимоходом обращает внимание на то, что происходит рядом. Штрихами, мельком, но перед читателем разворачивается не просто общение между "уравнителями", а занятное действо – автор постарался передать эмоции, мотивы, и всё же понятно!)
Я оборачиваюсь, вижу Кауста, он смотрит на меня, его взгляд раздражителен. Кауст не спал две ночи, а потому его кожа имеет бледный цвет, его мешки под глазами теплят во мне надежду, что зол он не на меня, а просто на ситуацию, где его лишили сна. Кауст продолжает сверлить меня взглядом, его глаза щурятся, напряжены. Мои глаза расслаблены, на мне нет улыбки, я бледный, но расслабленный.
Это очень здорово!
Рассказчик передаёт своё состояние, описывает привычным ему способом.
"Я бледный, но расслабленный".
Человек бы, вероятно, сказал: я устал, но спокоен, я знаю, что нам предстоит сделать, и не волнуюсь по этому поводу.
Эмоции очень легко считываются. Рассказчик погружён в свои мысли, ему предстоит сделать работу, а он размышляет, почему уже в третий раз случилась лажа. В чем проблема. Почему люди такие люди
И тут Кауст, блин, со своим предложением. Мне смешно вместе с рассказчиком, и в то же время так жаль этого бедолагу Кауста, что я невольно начинаю ему сочувствовать.
Я смотрю на него и улыбаюсь глазами, мне очень смешно.
Теперь я улыбаюсь губами.
Разница между улыбкой глазами и улыбкой губами – в первом случае она читается как насмешка, во втором – скорее приветливость, одобрение, поощрение к действию. Типа "ну давай, продолжай же, чего тормозишь?".
Кауст смотрит на меня, он вцепился в меня глазами. Моя нижняя губа уставилась вперед. Кауст, по меркам жителей Земли, дорогое предложение нужно делать, встав на одно колено.
Я представляю, насколько умоляющий и одновременно напряжённый взгляд был у бедолаги Кауста в этот момент. Не понять, не считать из текста его переживаний мне было просто невозможно.
"Нижняя губа уставилась вперёд" – блин, это же так ржачно!
Гротеск, возведенный в куб, – капризно вырученная нижняя губа "ну, я так не играю!"
Маленький штрих, но оно очень круто играет на характер героя!
И вот эту странность, непохожесть на людей этих двоих, но в тоже время похожесть и призвана подчеркнуть стилистика. Гротескная, местами даже слишком, за счёт употребления синонимов
"Самое дорогое предложение"
"гонка капель все еще продолжает сбивать безучастных в ней пешеходов"
Пешеходы же не участвуют в гонке) Капли бегут по стеклу, а пешеходы идут по улице. Потому и "безучастные" вместо "неучаствующих"
За счёт построения фраз
"Я поворачиваюсь снова в окно"
За окном на фоне панельных домов по-прежнему бушует сильный ветер, по-прежнему люди убегают в высоко-метровый бетон. Детские площадки пусты, от дождя не бегут только жуки, в которые поместили себя люди. Кругом пропала та самая жизнь, которая протекала тут минутами ранее.
Буду продолжать свою позицию дальше
Магистр Йода слов употребление такое одобрил бы)
В общем, да. Да, да, и ещё раз да – попытка автора показать привычный мир через восприятие чужого, нечеловеческого сознания засчитана)
Единственное, что мне бы хотелось, чтоб оно было ещё больше, ещё гротескнее. Высоко-метровый бетон – да. Панельные дома – нет. Понимаете, автор?
Не очень мне зашло "солнышко" в самом начале. А соревнования капель на оконном стекле – это здорово:
В окне спешно проходят соревнования, капля на стекле суетливо обгоняет другую каплю. Капля победитель получает приз – аварию с другой каплей.
Шоу разворачивается в окне, как в телевизоре. Капли сравниваются с гоночными болидами. "Суетливо обгоняет" – кто хоть раз наблюдал, как капельки дождя стекают по стеклу, скажем, автобуса, тот мигом вспомнит это резковатое, немного судорожное, рывками движение. Приз – авария с другой каплей – ну прелесть же что такое! ^_^
Ещё мне очень понравилось, как в рассказе всё переплетается: погода, миссия уравнителей и их личные отношения.
Им предстоит устроить солнечную вспышку, но герой ждёт, пока пройдет дождь. Ладно, будь это научфан, я бы придралась к кажущейся странности "как дождь может быть помехой для солнечной радиации", но тут мне кажется герой кривит душой. Не дождь помеха – он сам оттягивает момент, когда надо будет нажать красную кнопку. Самый же распространенный символ – герою грустно, потому идёт дождь. Я быть может выразила бы своё фе по поводу такой банальности, но тут оно действительно играет на сюжет – у героя есть время подумать перед тем, как принять окончательное решение.
Они с Каустом – создатели проекта. Создатели людей. И именно они двое из всех переживают за неудачный проект.
И тут протягивается параллель: создатели переживают, что опять придется всё уничтожить. Проект для них почти как ребёнок же. Они не хотят сталкивать в пропасть своё хромое детище. Переживания героя ну совсем как переживания родителя за своего оболтуса:
К сожалению, с момента создания, мы были единственными, кто поддерживал этот порядок, мы хотели, чтобы человек заменил нас.
Звучит как "я надеялся, ты выучишься и я смогу передать тебе управление нашим бизнесом".
Грусть и сожаление, что дитятко не оправдало надежд.
И дурацкий Кауст, который делает предложение – это ещё больше усиливает эффект: типа, раз у нас общее дитё, давай поженимся.
Ну и конечно, это всё играет на конечное решение героя.
Дождь закончился, на небе двойная радуга – как символ счастья и двойное да
И самое главное – человечество не будет уничтожено!
Теперь, что в стилистике было мимо:
Я уже упомянула об этом и скажу снова: язык рассказа хочется шлифануть ещё больше, очистить от слов и понятий, которые пришелец не может знать. Не только "панельные дома", но и выражения вроде "мы были в ступоре".
Ещё хочется проработать пунктуацию.
Знаки препинания в предложениях могут очень круто играть на речь героя. И мне играли во фразах вроде
Победители разбиваются, вдребезги, вместе с проигравшими, вместе стеми, кто не относился к гонке вовсе.
Но большей частью с пунктуацией в рассказе траблы.
Также встречаются и опечатки, и ошибки, что указывает на то, что рассказ не вычитали, и это печально :(
Понимаете, автор, произведения с такой вот непривычной читателю стилистикой должны быть вычитаны безукоризненно. Потому что в противном случае за ошибки начинают принимать даже то, что автором изначально задумывалось как фишка. Хотя может случаться и наоборот, конечно, тогда это уже не баг, а фича
Сюжет раскручивается вокруг внутреннего конфликта: герою предстоит сделать моральный выбор. А роль внешнего конфликта играет Кауст с его предложением))
Рассказ-монолог, рассказ-размышление. Но это рассказ. Не зарисовка. Завязка, развитие событий, кульминация и развязка – всё присутствует.
Персонажи – я в них поверила)
В таком рассказе они играют свои роли и прекрасны в этих ролях)
Что касается конкурсной темы, то только дурак тут не заметит тему "Без слов")
И, как итог всему вышесказанному, меня на самом деле удивляет, что этот рассказ подвергся такому лютому геноциду.