Сообщение
Roland23 » 21 окт 2020, 00:23
ПУПЕРМАРКЕТ
Вот что такое спорт, в чём его смысл?
Есть командный спорт. Например – футбол. Там смысл – в ИНТЕРЕСНОСТИ. Не так важен результат, как сам процесс. Бегают, прыгают, руками машут, стульями в кафе депутатов бьют. Инфоповод на инфоповоде, можно за них переживать и в процессе бить друг другу морды.В случае рассказов здесь всё понятно – сюжетная беллетристика. Остросюжетное чтиво. Я в детстве иногда так волновался, что спрыгивал с дивана и стоя читал, а как до момента напряжённого доходил - бегал туда-сюда по комнате, потом замирал, перечитывал - и вновь бегал, а иногда руками размахивал, представлял, а потом - бух, на диван падал, лежал и улыбался. По моим наблюдениям, некоторые взрослые в то же время так же реагировали на футбол.
А есть спорт личных рекордов или как там его. Вот поднимает человек штангу. Казалось бы – зачем? Какой в этом смысл? Но – толпа смотрит, затаив дыхание. Потому как – важен ВЕС. Важно, СКОЛЬКО он поднимает. Мы это знаем - и знаем, насколько это сложно. Или – прыжки в длинну. Непонимающий спросит: ну ладно, ну длинно он прыгнул, но – куда? Зачем? Как это повлияло на политическую ситуацию в Бангладеше? Да никак. Это же бессмысленно! Ан нет. Важно, что НИКТО НЕ МОЖЕТ, А Я МОГУ. И отсюда - важен сам момент, смысл - в происходящем. И тут уже не важно, какое именно действие – важен показатель на шкале. Спортсмен САМ ТВОРИТ СМЫСЛ, ОН И ЕСТЬ ЭТОТ СМЫСЛ СЕЙЧАС. Ну вот и внутри читателя есть шкалы эмоций – страх, ощущение свободы, брезгливость, чувство справедливости, ощущение уюта… И некоторые авторы пишут эмпатические рассказы, стараясь двинуть шкалу дальше и сильнее других. И тут без разницы – какая именно шкала и какими именно способами. Если читатель дрожит от страха – то на стилистику и логику плевать. Автор молодец. Если он трясётся от хохота – то плевать, что персонажи картонные, важно лишь количество пролитого на клавиатуру от хохота кофе. И если автор хочет, чтобы читатель заурчал и почувствовал мягкость пледика на плечах и тяжесть котика на коленках, то может использовать даже запрещённые приёмы вроде максофраевщины или аппетитных описаний кофия с молоком.
И очень грустно, когда другие авторы ИСПЫТЫВАЮТ заложенную автором эмоцию – но при этом морщатся. Фу, не люблю, когда мне страшно. Аххх, опять я чувствую жалость, а я не люблю её чувствовать. Ну блин, я опять возбудился, минус четыре балла. Эхх, я испытываю неловкость, не возьму в топ. То есть – автору пеняют за то, что он добился своей цели – просто потому, что цель читателю не нравится. В дикой природе такое случается редко – обычно издатели с помощью обложек-аннотаций пытаются привлечь нужный подвид читательской биомассы. Но на конкурсах такое – сплошь и рядом, потому что здесь - все подряд.
О чём это я?
Ах, ну да. О спорте. Так вот, есть третий вид – когда важно ИСПОЛНЕНИЕ. Когда появляется интерпретация. Такой спорт легко отделить от прочих – в нём есть судьи, которые поднимают таблички. Здесь важно выбрать ДИСЦИПЛИНУ, и ОТРАБОТАТЬ ЕЁ НА МАКСИМУМ. Ну вот – прыжки в воду, например. Так-то в воду ЛЮБОЙ может прыгнуть. Страшно – да, но в целом гравитация делает всю работу, большого ума не надо. Но дьявол (как и бог) в деталях. В количестве брызг, синхронности, сальтухах, пока летишь. В мире литературы тоже есть такие рассказы. Это рассказы-сеттинги, например. Как здесь.
Автор выбрал дисциплину ПРОРАБОТКА ЛОРА И СЕТТИНГА – и выдал по-полной. У него в голове – проработанный мир, и он отрабатывает программу прямо перед нами. Стороннем зрителю может показаться слегка непонятным всё это нагромождение, но те, кто ТАЩАТСЯ – прям ПРОТАЩАТСЯ. Я лично почти-такой, поэтому местами прямо головой одобрительно качал – даааа, фантазия прокачана, в голове картинку держит и людей расставляет, и даже возможные проблемы продумывает. Классно. Но – перебор.
У нас тут как бы… не знаю, любительская универсиада. Большинство зрителей пришли посмотреть на то, как гимнастки светят трусиками. А ты тут – выдаёшь за раз четыре отборочных программы. А трусики не видны. Я даже на корточки присел – но увы. Детектив в финале – это как будто бы музыку хайповую включили, пока кружились с ленточками, вроде выступление Медведевой под Сейлор Мун – но всё равно не вытащило. Мишки с трибун не полетели. А жюри-то здесь нет, потому что это НЕ ОТБОРОЧНЫЕ В ДИСЦИПЛИНЕ, это показательные-развлекательные, скорее.
Но сеттинг - круто, автор. Могёте. Вычитать, разбить-промежевать – и клёво.
Однако – эти сокращения утомляют (они однообразные, все по одинаковому принципу образованы, в реальности так не бывает, ведь словообразование происходит одновременно и со всех сторон, и поэтому словарь пополняется самыми разными словами, а не как «под копирку»).
Во-вторых, опять же – композиция. Разбейте на подглавы и давайте вначале курсивом выдержки из БИБЛИИ МЕРЧИНДАЙЗЕРА. Маленькое пояснение – и потом БАЦ! Кусок сюжета.
В-третьих, автор – бабу бы вам. В смысле – тексту. Можно даже без романтики, просто – девчонку симпатичную, которая бы разбавила ваше немного… говнарское, что ли, общество кладовщиков.
Неплохо, но очень узкоспециализировано. И – пораньще бы детектив начался, тогда было бы лучше.