Хоть я это уже и писал, нелишне будет повторить. Надеюсь моё разъяснение поможет избежать неловких, а то и неприятных ситуаций. Я хочу поговорить о двух вещах: о раскрытии авторства и об обсуждении чужих рассказов.
Правила гласят: «До конца конкурса авторы должны сохранять анонимность, чтобы читающие их рассказы участники оценивали только качество текста, а не своё отношение к автору; в случае вольного или невольного раскрытия анонимности рассказ снимается». Из этого пункта правил нет исключений, и поблажек и скидок на неопытность тоже не будет. Либо никто не знает, что за рассказ вы написали, либо ваш рассказ больше не участвует в конкурсе. Что может считаться раскрытием авторства:
- Когда вы прямо сообщаете на форуме, что написали рассказ такой-то.
- Когда вы в личной переписке сообщаете кому-то из участников, что написали рассказ такой-то.
- Когда вы делаете намёки относительно своего рассказа, достаточные, чтобы установить, о каком тексте вы говорите.
- Когда вы защищаете в споре какой-то из рассказов настолько рьяно, что становится понятно: этот рассказ ваш.
- Когда вы настойчиво просите критиков разобрать какой-то конкретный рассказ (ваш).
- Когда ваш форумный ник недвусмысленно отсылает к реалиям вашего рассказа (например, на форуме вы зарегистрировались как Миродержец Иван, и в рассказе тоже есть такой персонаж).
- Когда ваш рассказ содержит элементы, которые вы использовали в своём более раннем творчестве (например, он написан по тому же сеттингу или там действует ваш постоянный герой).
- Когда вы где-то за пределами форума написали, что участвуете на «Колфане» с рассказом таким-то.
- Когда вы написали отзывы на все рассказы своей группы, кроме собственного (пишите и на него тоже).
Не считается раскрытием анонимности только ситуация, когда ваше авторство верно угадали в теме «Угадайка» (это традиционная внутриконкурсная игра, в которой обычно участвуют завсегдатаи), но вы при этом никак не дали знать, что действительно написали названный рассказ. В общем, будьте осторожны.
* * *
Вторая важная тема, которую я хочу обсудить до начала первого тура, — это этичность отзывов и дискуссий вокруг рассказов. Автор, особенно начинающий автор, — натура ранимая. Многие пришли на конкурс за критикой, но многие из этих многих к критике не готовы. Возможно, они ждут похвалы, признания своего таланта. Или рассчитывают, что критика будет объективной и продуманной. А она не будет объективной и продуманной. Потому что мнение участников конкурса — это мнение читателей, просто людей, которые прочли ваш текст. Читатели — они такие. Так что морально готовьтесь к этому.
Я давно занимаюсь конкурсами, навидался всякого — и считаю, что нет фигуры более нелепой, чем автор, защищающий своё творение перед публикой. Есть такое понятие — финский стыд, когда стыдно за другого человека. Вот это про такого автора. Именно потому я всегда против споров между авторами и критиками. Однако возможность дать обратную связь всё же будет. К первому туру создам специальную тему (она будет называться «Тёмная-тёмная комната»), в которую можно будет писать под масками. Но! Пользоваться этой темой можно будет только точечно, не для споров и проклятий. Например, если вы обнаружили, что какая-то вещь, важная для понимания вашего рассказа, прошла мимо внимания критиков. И, пожалуйста, без эмоций. Если я однажды зайду в эту тему и почувствую финский стыд, я её закрою.
С авторами закончили, теперь переходим к критикам. Здесь у нас не песочница, рассказы можно рубить и драконить довольно жёстко, но есть табу: не трогать авторов. За это сначала будет предупреждение, а потом временный бан. Или сразу временный бан. Участники, особо упорные в оскорблении других, могут быть заблокированы на всё время конкурса.
Переходом на личности считаются не только прямые высказывания в адрес автора («По-моему, тот, кто написал рассказ такой-то, — больной человек»), но и другие вещи, например:
- высказывания, в которых автор с кем-то сравнивается прямо или опосредованно («Мой сын-пятиклассник написал бы лучше»);
- обидные советы автору и указания, что ему следует делать («Есть много других профессий, кроме литературы, например разгружать вагоны и подметать тротуары»);
- ирония в адрес автора, то есть использование слов в противоположном значении («Это очень умный автор. Он написал 5046 разных типографских знаков, не всякий на такое способен»);
- обидные обобщения («Я прочитал рассказ такой-то и... Знаете, есть множество авторов, которые пишут, но сами не понимают зачем...»);
- догадки относительно личности или мотивов автора («Мне кажется, этот рассказ написала маленькая девочка, которой очень хочется, чтобы все увидели, какая она большая личность»);
- подначки и провокации, адресованные автору.
Исключений тут может быть всего два: когда вы искренне хвалите автора или когда хотите дать ему практический совет (например, у него что-то не получилось, а вам кажется, вы знаете, как сделать лучше). Сами тексты, я повторю, можно разбирать сколь угодно жёстко — только, пожалуйста, без мата и политики.
* * *
И последнее: представляю вам модератора этого захода конкурса -
night_minstrel (Екатерину Никитину). Она будет помогать нам с Ольгой поддерживать порядок на форуме.