Обратите внимание! Для участия в конкурсе «Коллекция фантазий» нужна учётная запись на форуме. Войдите или зарегистрируйтесь, если ещё не сделали этого. После регистрации вам на почту придёт письмо со ссылкой для активации учётной записи. Если письма нет (к сожалению, такое иногда бывает, некоторые почтовые сервисы воспринимают технические уведомления как спам), дождитесь, когда администратор активирует вашу учётную запись вручную, — это обычно происходит в течение суток; уведомление об активации он пришлёт вам на почту.
Экстренный способ связи с администратором: newkolfan [сбк] yandex [тчк] ru
Экстренный способ связи с администратором: newkolfan [сбк] yandex [тчк] ru
О шаблонах и других вещах, которые мы не любим
Правила форума
В этом разделе новые темы может создавать кто угодно (по крайней мере, пока). Прежде чем начинать новую дискуссию, пожалуйста, посмотрите: может быть, что-то подобное здесь уже обсуждают. Не надо дублировать темы.
В этом разделе новые темы может создавать кто угодно (по крайней мере, пока). Прежде чем начинать новую дискуссию, пожалуйста, посмотрите: может быть, что-то подобное здесь уже обсуждают. Не надо дублировать темы.
О шаблонах и других вещах, которые мы не любим
Давайте поговорим о том, какие шаблоны и сюжетные ходы нас раздражают в книгах, фильмах и сериалах. Думаю, всем участникам конкурса будет полезно почитать ответы, :)
Я начну. Думаю, все слышали про структуру сюжета «Путешествие героя». В ней за этапом «Зов к приключениям» следует этап «Отказ от зова» — это когда, скажем, Бильбо не хочет идти ни к какой горе. Этап сугубо формальный: мы прекрасно понимаем, что никуда герой денется, как бы ни кочевряжился. Так вот: как же раздражает, когда автор еще и растягивает эту стадию до бесконечности! Особенно в жанровой литературе. Когда в детективе сыщик ну никак не хочет браться за это загадочное дело — пусть им занимается другой отдел. Когда в фэнтези герой на протяжении сотни страниц не верит, что попал в волшебный мир, и ищет автобусную остановку. Когда… Ладно, передаю эстафету :) Какие нелюбимые штампы у вас?
Я начну. Думаю, все слышали про структуру сюжета «Путешествие героя». В ней за этапом «Зов к приключениям» следует этап «Отказ от зова» — это когда, скажем, Бильбо не хочет идти ни к какой горе. Этап сугубо формальный: мы прекрасно понимаем, что никуда герой денется, как бы ни кочевряжился. Так вот: как же раздражает, когда автор еще и растягивает эту стадию до бесконечности! Особенно в жанровой литературе. Когда в детективе сыщик ну никак не хочет браться за это загадочное дело — пусть им занимается другой отдел. Когда в фэнтези герой на протяжении сотни страниц не верит, что попал в волшебный мир, и ищет автобусную остановку. Когда… Ладно, передаю эстафету :) Какие нелюбимые штампы у вас?
О шаблонах и других вещах, которые мы не любим
"...и тут ГГ из последних сил"
Хрупкая белая орхидея в вазе из красного хрусталя
О шаблонах и других вещах, которые мы не любим
Терпеть не могу "штамп", который называется "пишу куда вывезет".
Это когда герой, допустим, попадает в некий мир и начинает бесцельно по нему бродить, лицезреть и, аки акын, вещать об увиденном. Крайне раздражает, когда герой-акын так же бестолково возвращается в свой мир. А полный абзац - это когда он еще умудряется по пути следования спасти кого-то - незнамо от кого и зачем: типа, герой - Герой!
Короче, если автору исключительно важно описание мира, то мне, как читателю, хочется отправить такую нетленку в ближайшую топку.
ПС: В связи с воскрешением Колфана, мне, пожалуй, стоит подумать о выходе из творческой (литературной) комы.
Кстати, приветствую всех и всё!
Это когда герой, допустим, попадает в некий мир и начинает бесцельно по нему бродить, лицезреть и, аки акын, вещать об увиденном. Крайне раздражает, когда герой-акын так же бестолково возвращается в свой мир. А полный абзац - это когда он еще умудряется по пути следования спасти кого-то - незнамо от кого и зачем: типа, герой - Герой!
Короче, если автору исключительно важно описание мира, то мне, как читателю, хочется отправить такую нетленку в ближайшую топку.
ПС: В связи с воскрешением Колфана, мне, пожалуй, стоит подумать о выходе из творческой (литературной) комы.
Кстати, приветствую всех и всё!

О шаблонах и других вещах, которые мы не любим
Бесят лирические отступления. Теряется нить, выпадаешь из атмосферы, забываешь, кто о чем говорил. Ну по что так делать?
О шаблонах и других вещах, которые мы не любим
Меня порой бесит шаблон «нормальности» ГГ, которому зачастую – осознанно или нет – следуют авторы конкурсных рассказов. Этот шаблон фиксируется, несмотря даже на «внешние» атрибуты «ненормальности» ГГ (разбойники-бандиты и прочие бэд-гайс; морфо-генетические отклонения; девиации в характерах). Несмотря на них, в абсолютно подавляющем большинстве случаев в рассказах транслируется, что ГГ – это «на самом деле хороший парень / классная девчонка»; ГГ, «просто попавший в сложные жизненные обстоятельства, их жертва» – как будто в основном для того только, чтобы вызвать у читателей сопереживание, «потому что он хороший», правильный с морально-этических углов зрения и где-то даже Образец. Такие «скелетные» беспорочность, безупречность и правильность ГГ, если ощущается их нарочитость, делают персонажа рафинированным, «ненастоящим». И потому редко в конкурсных рассказах можно встретить «живых» людей.
Или (тоже шаблон утрированной, на мой взгляд, «нормальности») чуть не в каждом рассказе демонстрируется стандартный клишированный набор действий, реакций и сцен: например, почти непременно авторы считают необходимым показать секс, дав крупным планом отдельные элементы действа (так как бы отыгрывается и «нормальность», и «естественность», и «не, ну а чо, современная же литература, кто не любит – ханжа»), а также разнородные физиологические натур-подробности. Складывается впечатление, что если автор специально не покажет это в тексте, то читатель непременно решит, что персонаж или монах / монашка, или «картонка». Но, как по мне, как раз акцентирование внимания на таких поведении, сценах и реакциях и делает персонажа фанерным. Иной раз, прочитав конкурсные рассказы, складывается некий усредненный «образ ГГ по конкурсу», подчеркиваемыми атрибутами «нормальности» которого являются условно средние показатели интеллекта, поведения и эмоциально-психологического спектра, демонстрируемые ругань, секс и стандартно-усредненные (= обычно принимаемые) девиации – чтоб быть «понятнее и ближе читателю».
Собственно, вот это стремление «чтоб ГГ был узнаваемее, понятнее и ближе читателю», на мой взгляд, тоже само по себе есть набивший оскомину шаблон.
Или (тоже шаблон утрированной, на мой взгляд, «нормальности») чуть не в каждом рассказе демонстрируется стандартный клишированный набор действий, реакций и сцен: например, почти непременно авторы считают необходимым показать секс, дав крупным планом отдельные элементы действа (так как бы отыгрывается и «нормальность», и «естественность», и «не, ну а чо, современная же литература, кто не любит – ханжа»), а также разнородные физиологические натур-подробности. Складывается впечатление, что если автор специально не покажет это в тексте, то читатель непременно решит, что персонаж или монах / монашка, или «картонка». Но, как по мне, как раз акцентирование внимания на таких поведении, сценах и реакциях и делает персонажа фанерным. Иной раз, прочитав конкурсные рассказы, складывается некий усредненный «образ ГГ по конкурсу», подчеркиваемыми атрибутами «нормальности» которого являются условно средние показатели интеллекта, поведения и эмоциально-психологического спектра, демонстрируемые ругань, секс и стандартно-усредненные (= обычно принимаемые) девиации – чтоб быть «понятнее и ближе читателю».
Собственно, вот это стремление «чтоб ГГ был узнаваемее, понятнее и ближе читателю», на мой взгляд, тоже само по себе есть набивший оскомину шаблон.
- harrybook
- Добрый друг
- Сообщения: 83
- Зарегистрирован: 30 май 2019, 05:29
- Откуда: Крым, Феодосия
- Контактная информация:
О шаблонах и других вещах, которые мы не любим
Терпеть не могу рассказы, где действие происходит в:
1) Офисе (белые воротнички)
2) Средней школе (учителя, школьники)
3) ВУЗе (ректоры, деканы, профессора, студенты и пр. хр.)
Понимаю, что есть очень хорошие подобные тексты, но 99% фигня штамповейшая, поэтому терпеть не могу.
1) Офисе (белые воротнички)
2) Средней школе (учителя, школьники)
3) ВУЗе (ректоры, деканы, профессора, студенты и пр. хр.)
Понимаю, что есть очень хорошие подобные тексты, но 99% фигня штамповейшая, поэтому терпеть не могу.
- Видфара
- III место
- Сообщения: 146
- Зарегистрирован: 26 май 2019, 03:50
- Откуда: Петропавловск-Камчатский
- Контактная информация:
О шаблонах и других вещах, которые мы не любим
Вот за школу обидно.
Там до сих пор столько удивительного происходит!
Намедни в соседнем заведении соц.педагога лишили премии за то, что её подопечные неоднократно вступали в половую связь друг с другом, заведомо зная, что одной из них нет и 14 годков...
- harrybook
- Добрый друг
- Сообщения: 83
- Зарегистрирован: 30 май 2019, 05:29
- Откуда: Крым, Феодосия
- Контактная информация:
О шаблонах и других вещах, которые мы не любим
Сама школа тут не при чём. Речь о "школьных" рассказах, где переливают из пустого в порожнее.
О шаблонах и других вещах, которые мы не любим
вот как раз читала один опус одной дамы, которая мечтает стать писателем. Слово "любовь" в каждом предложении, ну в каждом втором, буду справедлива. А плюс героиня очень красивая была - это прям бесит, все красивые, а нормальные люди они где-то там.
"Некоторые считают тебя сумасшедшей, на самом деле у них просто нет воображения"
О шаблонах и других вещах, которые мы не любим
Бесит в женском фентези штамп "он такой мерзавец, она его терпеть не может, так ее раздражает, в итоге они поженились и счастливы в браке".
Практически в каждом первом женском фентези такое есть, за очень редким исключением. Не читаю его поэтому.
Практически в каждом первом женском фентези такое есть, за очень редким исключением. Не читаю его поэтому.
Всё бывает когда-нибудь.
- harrybook
- Добрый друг
- Сообщения: 83
- Зарегистрирован: 30 май 2019, 05:29
- Откуда: Крым, Феодосия
- Контактная информация:
О шаблонах и других вещах, которые мы не любим
Меня само ЖФ бесит.alefseina писал(а):Бесит в женском фентези штамп "он такой мерзавец, она его терпеть не может, так ее раздражает, в итоге они поженились и счастливы в браке".
О шаблонах и других вещах, которые мы не любим
Это не только в женском фентези встречается, но и вообще у авторов женского пола в любом жанре. Полистайте Полякову или Серову на досуге - там в каждой книге главная героиня получает от главного героя по сусалам, он ее пытает, мучает, топит в ванной, а потом она в него влюбляется. Стокгольмский синдром, что ли?
- Corvus Ineffable
- Добрый друг
- Сообщения: 163
- Зарегистрирован: 19 июн 2019, 17:57
О шаблонах и других вещах, которые мы не любим
Ужасно не люблю "deus ex machina". В любом виде. Исключением являются только орлы у Толкина.
Это начисто убивает весь героизм: вот герой, старается, борется из последних сил - и проигрывает. Уже ожидаешь, что сейчас завезут драмы, но нет - прибывает доблестный отряд из Тёмных низин и рубит монстров в капусту. Ещё более нелепо это выглядит, когда злодей половину решающей схватки дерётся не в полную силу (дабы спасение гг не выглядело чересчур внезапным), а потом резко становится в десять раз сильнее. И тут, когда он заносит свой меч над беззащитным гг и с силой его опускает - внезапно появляется великий воин/маг/брат гг и парирует смертельный удар. Не спорю, это эпично и пафосно, однако за последние несколько лет это стало настолько распространённым клише (в том числе и в кино), что уже осточертело. Допустим, каким-то монументальным произведениям вроде того же "Властелина Колец" это позволительно, но подобную фигню суют в каждый третьесортный шитдевр уровня полки в супермаркете!
Это начисто убивает весь героизм: вот герой, старается, борется из последних сил - и проигрывает. Уже ожидаешь, что сейчас завезут драмы, но нет - прибывает доблестный отряд из Тёмных низин и рубит монстров в капусту. Ещё более нелепо это выглядит, когда злодей половину решающей схватки дерётся не в полную силу (дабы спасение гг не выглядело чересчур внезапным), а потом резко становится в десять раз сильнее. И тут, когда он заносит свой меч над беззащитным гг и с силой его опускает - внезапно появляется великий воин/маг/брат гг и парирует смертельный удар. Не спорю, это эпично и пафосно, однако за последние несколько лет это стало настолько распространённым клише (в том числе и в кино), что уже осточертело. Допустим, каким-то монументальным произведениям вроде того же "Властелина Колец" это позволительно, но подобную фигню суют в каждый третьесортный шитдевр уровня полки в супермаркете!
О шаблонах и других вещах, которые мы не любим
Моя точка зрения может показаться не слишком щепетильной, но всё же: в любом литературном сочинении любому шаблону, клише, штампу - быть. Вопрос шаблона, по сути, технический вопрос; если я читаю историю, и она мне подспудно не по душе, то просто станет скучно, я зевну, почешусь, посмотрю в окно, пойду поем, и так далее - я вряд ли стану пытаться анализировать текст, чтобы понять, что в нём не так, где именно споткнулся мой интерес к происходящему в тексте.
Ведь если разобраться, то каждое произведение будет иметь шаблоны и штампы, главное - чтобы они были к месту и использованы в меру. А когда шаблон не к месту, или выпирает, этого скорее всего не заметит автор ("и так сойдёт!"), этого наверняка не заметит читатель ("пойду по..."), но должен заметить редактор, бета-ридер или любой другой заинтересованный человек с опытом и цепким взглядом.
Я, на самом деле, мало погружен в скороспелую литературу, читаю всяких олдов, и в основном тех, кто мне по душе, и кому я могу простить все очевидные шаблоны и повторы.
Ведь если разобраться, то каждое произведение будет иметь шаблоны и штампы, главное - чтобы они были к месту и использованы в меру. А когда шаблон не к месту, или выпирает, этого скорее всего не заметит автор ("и так сойдёт!"), этого наверняка не заметит читатель ("пойду по..."), но должен заметить редактор, бета-ридер или любой другой заинтересованный человек с опытом и цепким взглядом.
Я, на самом деле, мало погружен в скороспелую литературу, читаю всяких олдов, и в основном тех, кто мне по душе, и кому я могу простить все очевидные шаблоны и повторы.
- Samael's Prophet
- Добрый друг
- Сообщения: 22
- Зарегистрирован: 04 сен 2020, 12:33
О шаблонах и других вещах, которые мы не любим
Шаблоны - всего лишь инструмент в руках творцов, причём один из инструментов, характеризующих талант писателя. Шаблоны и клише - основополагающий аспект многих жанров, нужно ставить вопрос иначе: умеет ли автор использовать шаблоны? Если да - это воспринимается как классика и "Смотри, ща внезапно будет", а если автор берёт шаблон в сыром виде и не работает с текстом, чтобы этот шаблон адаптировать, то получится щитевр.
И нет им прощения, ибо ведают, что творят.