*Кокодуши
О, сей десятикратно воспетый и стократ оплёванный рассказ. После хайпа, просачивавшегося даже на иные ветки форума, к чтению я приступал со смешанными и трепетными ожиданьями. Итак, что мы имеем.
Отступая от темы - откровенно скажу, к японской культуре у вашего покорного рецензента отношение специфическое и сложное. Попробую подобрать аналогию в стиле "Кокодушей". Представьте, что пришли вы в музей, и бродите по залам с экспозициями. Восторженно любуетесь выставленными в витринах самурайскими доспехами с шлемами-кабуто изысканных дизайнов, национальной одеждой всякой вроде кимоно и гэта, гравюрами укиё-э, самурайскими мечами: ближе к концу - фигурками трансформеров и годзилл, постерами с глазастыми анимешными девочками, и прочим. И так зал за залом.
А уже пройдя экскурсию до конца, в углу последнего зала замечаешь маленькую дверь без таблички. Открываешь - и попадаешь в небольшую такую комнатушку без окон. И по углам комнатушки свалены грудами кости с черепами, и истлевшие тряпки, в которых можно опознать национальные одежды народа айнов, коренного населения Японских островов. Стены оклеены вперемешку картинками с насаженными на щупальца-тентакли малолетками - и чёрно-белыми фотографиями Нанкинской резни и прочих зверств "детей Аматэрасу" над "неполноценными животными": а на почётном месте портрет Сиро Исии, обрамлённый знамёнами Отряда 731. А под ним автомат для продажи ношеных девичьих трусиков, а за автоматом скрючился хиккан с журналом детской порнухи. И напрыскано духами с ароматом мочи и пота девочек-японок. И по всем стенам ползают насекомые, а на полу копошатся личинки.
И ты оглядываешься, замечаешь трещины в стенах - и вдруг понимаешь, что черви из этой комнаты незримо ползают по всему музею. И уходишь - в смешанных чувствах.
...Так что понятно, насколько предвзято я приступал к рассказу. И в этом плане он оказался для меня очень, скажем так, "японским". Красота и уродство, тесно переплетённые друг с другом и взаимно друг друга дополняющие. Описано атмосферно и живо, правдоподобно. Страдания людей, чьи чувствительные
кокодуши ранили описания червяков и разложения, заставили улыбнуться. Ибо с историями реальных экспертов-криминалистов (и просто МЧСовцев, вскрывающих квартиры померших месяц-два-три назад людей) рассказ тягаться не может от слова "вообще". Ибо там покойнички в финале отнюдь не лилиями пахнут, о, нет.
(Ахтунг, слабонервно-малолетних беременных просим не читать. Нет, серьёзно, это вам не "Кокодуши").
Вскрывается дверь в квартиру, пахнет, но для привычных людей ничего так, терпимо. Далее вскрывается дверь в ванную комнату - в нос шибает запах, описать который не хватает слов, но для общего представления уточняю: основной компонент этого запаха - меркаптан, который в своё время пытались использовать как боевое отравляющее вещество, в качестве рвотного газа. Сообразно моменту возникают рвотные позывы, что поделаешь - физиология. Но ведь на это же надо посмотреть и принять решение о вызове следственной группы. Взгляд в ванну: там плавает тело и видимая часть представляет собой следующее – обычно коричнево-зелёного цвета поверхность (как правило, видно лицо, грудь и коленные суставы- всё раздуто раза в 2 по сравнению с нормальным состоянием), по которой ползают опарыши размерами до нескольких сантиметров в длину, такие все из себя беленькие, напоминают червячков, только лоснятся и очень активно передвигаются, их очень много, вплоть до того, что это может быть как живой ковер до пары сантиметров в толщину, и, если прислушаться, то можно даже услышать, как это всё копошится. Как вариант: опарыши могут копошиться под отслоившимся эпидермисом - выглядит как очень тонкая пергаментная бумага, которая шевелится и, приглядевшись попристальнее, можно разглядеть причину этой движухи. Среди всего этого есть окукливающиеся личинки (будущие мухи). Ну да ладно, следуем далее.
2. Следующим полюбоваться на это выпадает честь судмедэксперту и следователю, которые на пару и описывают это нечто, при этом следак только пишет, а переворачивает труп в поисках телесных повреждений эксперт (кстати, эксперт должен измерить температурку в прямой кишке), итак, тело переворачивается, слава тебе яйца, никаких видимых телесных повреждений не находится, но при этом можно увидеть следующую картину: вода – это уже не вода, это что-то такое преимущественно чёрно-коричневого цвета, напоминающее жидкость, а по сути своей уже желе, в котором плавают испражнения умершего, а также опарыши-неудачники. Пахнет соответственно так, что даже если вдыхать воздух через рот, то блевать тянет всё равно (кстати, не исключён вариант, что кто-нибудь, участковый там или из понятых кто-то наблевал либо на пол, либо в саму ванну). С тела сами собой отваливаются волосы и пласты кожи.
(С) камрад Кыпер с udaff.com
Прочитали? Нефиг мне тут, я честно предупреждал.
По сюжету же особо ничего оригинального не скажешь. Ибо тут у нас "Сердце-обличитель" Эдгара По с японским колоритом.
(Кто не читал - это история про человека, убившего старика и спрятавшего его труп под полом: но позже, когда приходят полицейские, он, уверенный в своём алиби - вдруг слышит из-под пола стук сердца, тот нарастает, превращается в грохот и сводит героя с ума - и тот сознаётся).
По итогам рассказа, никого не жаль. Ни трусливого и эгоистичного главгероя, забывшего про родного дедушку за мультиками и играми. Ни его жадную сучку-подружку, поплатившуюся за свою корысть и преступный замысел. Ни ненормального отца ГГ, сбежавшего из семьи, но продолжающего следить за сынком через камеру и спокойно наблюдающего, как того в финале сажают в тюрьму. Единственное, чего жаль - нераскрытых возможностей: весь рассказ ждёшь, что герой возвысится над собой! - но увы, чудес не бывает. А если и бывают, то исключительно злокудесные, с разложением заживо и опарышами.
Что же в рассказе понравилось? Два момента. Во-первых, речь ГГ в суде: по итогам которой вырисовывается печальная ясность, что всех персонажей довело общество. Общество культуры, подкошенной утратой "самурайского духа" и идеологии своего божественно-расистского превосходства, а после - обожравшейся западных хот-догов и обпившейся колой до полного несварения с поносом весьма сомнительными культурными продуктами. Общество, в котором создана богатейшая индустрия поощрения психического нездоровья людей, культивирования фобий и комплексов с целью зарабатывания на них бабла: в котором арендуют друзей и семьи "на вечер" (чтобы не стыдно было идти в гости одному), запираются в раковинах собственных комнат и женятся на куклах. Общество, которое разорило отца ГГ и довело его мать до отчаяния и побега, сломало самому ГГ психику, а девушку-уборщицу загнало в долги, вынуждающие пойти на преступление.
А во-вторых, да не сочтут меня сентиментальным - единственный момент в кульминации ). Когда главгерой, полтора года просидевший в запертой комнате, получив звонок от своей несчастной, умирающей сообщницы и заслышав её вопли - покидает жилище и бежит ей на помощь; и звонит, и стучится в закрытую дверь. Увы, безуспешно - не успел, и не спас, да и не смог бы. Но этот момент, когда жалкий человек забывает о своих страхах ради единственной девушки, которая его поцеловала - вроде как олицетворяет то, как даже самая малая крупица душевного тепла способна пробудить в даже самой убогой душонке толику храбрости.
В общем, лишний балл рассказу обеспечен за то, что заставил вообразить собственную концовку - а значит, всё-таки зацепил.
Хау, я сказал.