Ладно. На прошлых этапах я, признаться, намеренно тянул с отзывами до конца, дабы не быть обвиненным в том что создал положительное/отрицательное предубеждение в адрес каких-то рассказов. Но тут все свои, чего стесняться-то.
*Ассистенты.
Рассказ начинается как некая скурвившаяся версия "
Понедельник начинается в субботу" Стругацких. В том смысле, что главгерои явно владеют потусторонними силами, и замешаны в работе некоего бюрократического учреждения - но столь активно пользуются колдовскими плюшками для личных нужд, что шерсть из ушей у каждого уже должна была бы до пояса отрасти. Попутно они летают на дирижаблях между мирами и собираются на ассамблеи, собрания и прочие пленумы.
В дальнейшем, однако, выясняется, что здесь у нас АдЪ с
чертями существами (С). Сотрудники Конторы занимаются, насколько можно понять, оборотом грешных душонок и искушением смертных.
(
"Это серьёзное заблуждение. Все думают, будто ад охвачен огнём. На самом деле, он завален бумагами").
И коллекционируют души. По ходу сюжета коллега ГГ кончает жизнь самоубийством (эээ... это если они живы... и если могут умереть... и вообще, сложно понять этот момент) в адском пламени, завещав ГГ свою коллекцию - в которой оказывается подборка светлых и невинных душ, и как жемчужина коллекции, настоящий ангел. ГГ при виде его испытывает катарсис и духовное очищенье, иии... конец.
Что не совсем понравилось при прочтении? Во-первых, многовато канцелярита. В том числе, просачивается он и в прямую речь персонажей. Манера речи коллеги ГГ скачет от канцелярщины...
- ...Мы же – скромные клерки, скучные бюрократы, тихие службисты. Через наши кабинеты ежедневно проходят миллионы душ. Наши мозги фильтруют поток информации, наш опыт и профессионализм позволяют молниеносно формировать статистику, наши руки торопливо вносят факты в реестры, архивы и портфолио.
...до какой-то лукьяненковщины.
– Мне было шесть с половиной лет. Пушистые ресницы, клетчатые шортики, царапина на левой коленке. Несмелое любопытство. Беспокойный моторчик. Я гулял на заднем дворе, что примыкал к тихому парку.
Ну не может читатель в лице меня поверить, что люди будут говорить что так, что эдак. Немного неестественно.
Во-вторых, по прочтении остаётся вопрос - а что вообще случилось на протяжении рассказа? Если вычленить из обилия текста какое-то действие, то выходит следующее: ГГ на ассамблее (на которой непонятно кто неизвестно что решал - она вообще нужна лишь для того чтобы ГГ встретился с коллегой, и они потом пошли бухать - почему бы тогда сразу было не послать их побухать?) поговорил с коллегой, потом тот самоубился. ГГ находит у него в коллекции компрометирующие материалы, и самое главное - сотрудника конкурирующей спецслужбы, идейного врага. И вместо того, чтобы, будучи сам бессилен его сразить, бежать и вызывать подкрепление - расквашивается и впадает в благостные душевные сопли.
Я попробовал спроецировать это на реалии нашего мира
. Холодная война, сотрудник кровавой гэбни(тм) становится свидетелем того, как его верный боевой товарищ самоубивается из маузера, завещав ему предварительно свою коллекцию. Привезя всё завещанное домой (включая славянский шкаф), КГБист обнаруживает в коллекции американский флаг, пачку американских долларов, гамбургер и бутылку кока-колы... И наконец, когда открывает шкаф - из него выходит мистер Бонд собственной персоной, и с белозубой улыбкой благословляет КГБиста символом бакса. Отчего пёс режима мгновенно очищается духовно, озарившись светом Американской Мечты(тм), и плачет от радости. Happy end, tovarisch. Гм.
Автору в это верится? Если не верится, то, думаю, автор поймёт, почему мне не поверилось в его рассказ. Нет, написано старательно, изобретательно, с качественной подборкой декораций и
существ (С). Но сюжет играемого на этой сцене спектакля вызывает сомнения.
(Ну, и пара маленьких невычитанных очепяток невольно заставила улыбнуться. "
Помещение, покрытое необъёмным куполом" - вероятно, подразумевался "
необъятный"? Или же это такой намёк на далианские нарушения геометрии в местной преисподней - ДВУХМЕРНЫЙ, плоский купол).
Хау, я сказал.