sprut писал(а): ↑03 июл 2019, 20:00
Можно раздробить оценку на:
1. соответствия теме
2. законченность сюжета
3. грамотность
4. новизна идеи
5. лёгкость чтения
и т.п.
Все равно останется элемент субъективности.
Соответствие теме - оно есть всегда, если тема вдохновила на написание текста. А вот насколько это совпадет с мнением читателя? Может и совсем не совпасть.
Законченность сюжета. Для этого критик должен хорошо разбираться в литературоведении. А сейчас каждый второй не отличит открытую концовку от завершения конфликта.
Грамотность... Э-эмм... Наверное, можно и этот показатель оставить, но не так высоко. Я знакома с одним современным фантастом, который страдает жуткой дисграфией. Читаешь ее роман и первую страницу-две чертыхаешься и плюешься из-за элементарных ошибок, но потом вдруг привыкаешь и настолько погружаешься в сюжет, динамику развития действия, что от ошибок только отмахиваешься, как от назойливых комаров. И пока не дочитаешь, из текста не вынырнуть, так затягивает. Но за грамотность она всегда имела бы минус единицу. Все-таки это не показатель.
Новизна идеи. Опять от начитанности человека зависит. Для некоторых начинающих графоманов любая идея нова, потому что они пишут много, а читают... Ничего вообще не читают. Даже с классическими сюжетами не знакомы. Даже со школьной программой.
Легкость чтения? Некоторые из рассказов своей группы я еле осилила, хотя другие как раз и упоминали легкость чтения. К тому же легко читается, когда не надо задумываться. Когда персонажи картонные, действие безэмоциональное, мысли отсутствуют, лишь перечень коротких описаний.
Можно предложить другую систему оценок: проработанность мира, достоверность фантастического допущения, прописанность персонажей, логика изложения, использование литературных приемов для создания настроения.
Подобных критериев оценки можно десятки напридумывать. Нет смысла подгонять все отзывы под один формат, потому что рассказы разные и есть потребность разбирать каждый индивидуально. В одном следует обратить внимание на старую идею, но высокую грамотность и точное попадание в цель темы, а в другом поругать мир, которого не видно, поэтому логика действия героев тоже становится сумбурной.
Почитайте конкурсные работы старых сезонов конкурса "Фанткритик". Никогда не проходила в финал работа, написанная по некоему оценочному шаблону. Приветствовалась оригинальность мышления и нестандартность формы подачи.