Позволю себе оспорить авторитетное мнение:
Я бы, исходя из своих, ранее озвученных, "принципов голосования", поставил тексту крепкую шестёрку.mikegel » 14 фев 2024, 18:42
Халабуда
Оригинальным не буду. Профессионально написанный, отличный текст. Герои все живые-живёхонькие, читается влёт, придираться не к чему.
Оценка, разумеется, высокая
Написано гладко в плане "лёгкости чтения", мастерски подмеченных деталей и т.п., но возникает четырежды тягостное ощущение после прочтения.
Не преувеличу: после прочтения казалось, что это меня придавило песчаной осыпью и начисто лишило дыхания. Но не из сочувствия к описанному в рассказе, нет. Так что тут, вероятно, поставленная при написании текста цель не достигнута.
- Первая составляющая тягостного ощущения - после прочтения финальной части всё складывается так, что добрый волшебник с лучистой улыбкой погиб, но после смерти изнасиловал своим возвращением менее "продвинутого" товарища Хриплю и милостиво подарил другому товарищу, Сержику, сверхвозможности писателя (тут даже непонятно, можно ли в критическом запале "перейти на личность автора", потому как автор данного замечательного текста, написанного при помощи волшебных очков в роговой оправе, судя по всему, - не кто иной как погибший Земля). Получается этакий Гарри Поттер, не выживший, но унаследовавший способность Волан-де-Морта таиться в своих "крестражах". Причём крестраж Хрипля гибнет, спившись в итоге от ужаса "ношения в себе частицы души друга", зато крестраж Сержик преуспевает, видимо, потому, что больше угодил при жизни и любим по смерти, как Нагайна у Волан-де-Морта.
- Вторая составляющая тягостного ощущения - основное тело рассказа написано в стиле реализма (именно "в стиле", а не реалистично, поясню, почему, позже). Выдуманные, не без изящества, реалии, пристёгивают к себе на блестящую солдатскую пуговицу слово "наизнанку", но эта пуговица так ярко блестит, обличая инородность вкрапления, что аж глазам больно. Не утверждаю, но основная стилистически "гладко причёсанная" часть текста очень похожа на предварительно выполненную работу.
- Третья составляющая тягостного ощущения происходит от тягостности центральных событий как в "реалистичной" части рассказа, так и в "хвостике с фантдопом". Несмотря на, кажется, пятнадцать раз помянутую светлую лучистую улыбку покойного (считал не я, так что вопросы к счётной комиссии в постах выше), единственное "светлое пятно" по итогу - обретённый Сержиком писательский дар. Своеобразный "солнечный зайчик" на сером могильном склепе, отнюдь не радующий читателя.
- Четвёртая, и главная составляющая тягостного впечатления - описанная неправда жизни. Да-да, именно так, уважаемые читатели-почитатели!
В чём же мой пристальный изначально отнюдь не язвительный взор усмотрел неправду? Да примерно в том же, что и при прочтении романа Жорж Санд, где главный герой бродит по пещере, заливаемой водой, но "инженерное устройство" этой пещеры не поддаётся никакому представлению. К тому же фазы луны после чудесного спасения героя меняются непостижимым образом (я надеюсь, Жорж Санд не предъявит мне иск за "переход на её личность"?)
Итак, вопрос к локации
- друзья направились за железную дорогу, при возвращении они шли мимо леса, уже миновав пустырь, так что опасности поражения молнией рядом с лесом практически не было. Вся дорога - два километра. Пусть полкилометра занимают насыпь и пустырь, тогда полтора километра идти нужно мимо леса. Даже если идти быстрым шагом, как шёл Колба (а это приблизительно 7-7,5 км/ч, хаживали, знаем!), путь займёт около 1/5 часа, т.е. двенадцати минут. Почему лесом до "халабуды", упрятанной где-то в глубине чащи, было добраться проще, чем добежать 1,5 км до дома?До пляжа – два километра. Дорога ведёт мимо соснового леса, затем пустырь с
куцей, высохшей от зноя травой. Дальше – длинный холм, по вершине которого проходит
железная дорога. За ним – широченное озеро с белоснежными пляжами.
Скорость продвижения по лесу снижается где-то до 4 км/ч (бегом - ну, пусть будет 6 км/ч, если почва в бору ровная). Они бежали, допустим, не 12, а 5 минут. Следовательно, халабуда располагалась на расстоянии где-то в полкилометра от опушки Безлюдовского бора.
Посмотрел по карте реальное озеро Коваленки, образованное на месте карьера возле Безлюдовки. После перехода через "железку" и пустырь строго мимо леса пешеходный путь до ближайших домов занимает 4 минуты. В 1994-м было по-другому? Если пляж - напротив острова, как указано по тексту далее, то нужно, миновав пустырь, чтобы приблизиться к лесу, перебираться через единственный переход через реку Студенок напротив Змиевской улицы (а Змиевской улицы тогда не было? Про реку так вообще не упоминается). Но тогда, добравшись до опушки, путь до ул. Григория Сковороды и дальнейших жилых построек составит те же полкилометра. Этих улиц в 1994 году тоже не было? Не если их не было, неправильной будет и информация про "два километра до пляжа".
Вот и вопрос: так какого же лешего мальчуганы, уже миновав пустырь, не свернули на Змиевскую улицу или, перейдя речку Студенок, приблизившись к лесу, не рванули на ул. Григория Сковороды (нешто у местного населения сердца каменные, не пустили бы сорванцов на крыльцо?), а попёрлись в ненастье через лес в "халабуду"?
Теперь про халабуду:
Высокий холм - не песчаный обрыв, с каким мне приходилось иметь дело в пору моего детства (тот был высотой метра четыре, с него хорошо было сигать вниз в мягкую песчаную осыпь). Яма - нечто, ориентированное строго вниз. Если вбок - логичнее написать "пещера", или, хотя бы, "пещерка". С таким явлением я также знаком, у нас она проточена выбивающимся из-под склона оврага водоносным пластом и, скорее всего, расширена людьми. Даже помню, как в зимнее время, когда никто не наблюдал за этим, в пещерке с потолка обвалилось тонны полторы песка, при этом пещерка быть пещеркой не перестала, никакого "выворачивания наизнанку" не случилось.Это была обычная яма с неукреплёнными песчаными стенами, выкопанная в крутом
склоне высокого холма, и накрытая листом старой фанеры. Для маскировки мы набросали
на крышу куски дёрна с жиденькими кустиками травы, а вход прикрыли неприглядным
куском рубероида.
Если маскировка "халабуды" потребовала укрытия кусками дёрна, значит, что и весь склон холма покрыт дёрном. Дёрн либо должен был задержать обрушение сводов (хотя какие своды могут быть у ямы?), либо непреодолимым образом препятствовать "раскопкам", учинённым Хриплей (потому что справиться с дёрном, сплетённым корнями травы, много сложнее, чем просто раскапывать песок, любой человек, работавший в огороде, об этом знает!)
Куда вела труба? Вероятнее всего, вверх. Для чего она была нужна? Отчего без неё в "халабуде" было душно? Ответа нет. Мало того, при обрушении "сводов" - куда делась труба? Из чего труба была сделана? Из металла? Из асбестоцемента? Почему не травмировала Землю, раз он рядом с нею всё время располагался, или, наоборот, не помогла определить его местонахождение? Вообще, как труба была "вмонтирована" мальчуганами в песчаник и почему, догадавшись устроить вентиляцию, "инженеры" не догадались укрепить своды "халабуды", судя по описанию, весьма просторной (и лежанки в ней, и полки с поделками, и чего там только нет!) Ведь Земля, судя по описанию, был весьма начитанным!обязательно садился возле вентиляционной трубы
Ещё интереснее! Холм в лесу, вероятно, также поросший если не сосняком, так кустарником. Вообще, что сподвигло забиваться внутрь "халабуды", невзирая на явное осыпание "в процессе разговора" песчаных стенок и скапливающуюся на полу "халабуды" лужицу воды? Герои начисто были лишены инстинкта самосохранения? Непохоже! Их так увлёк разговор о смысле жизни? Едва ли! Мальчишкам логичнее было бы расположиться у входа в яму, укрываясь от ненастья куском рубероида и чем там ещё эта яма была прикрыта. А, вообще-то, достаточно было добежать до леса и укрыться под деревьями (чай, не одиноко растущими на равнине). Налицо какой-то философски настроенный "клуб самоубийц", ведущий себя не совсем по-мальчишески.Халабуда была спрятана от любопытных глаз в лесу, у родника. Красивое место
среди старых сосен, с небольшим озерцом, заросшим густым камышом по берегам.
Дальше, про действие "стихийных сил природы" и некоторые иные несоответствия:ближе к вечеру из-за
железнодорожного холма несколько раз грохнуло.Мы перевалили за холм, а спустившись, оказались аккурат под грозовой тучей.
Каких размеров был пустырь? Заметить молнию, ударившую в радиусе двести метров, практически невозможно: глаза будут ослеплены яркой вспышкой. Каким образом можно было заметить место удара молнии "по пустырю" - остаётся загадкой. Второе - если рядом проходит возвышенная насыпь с "железкой", молнии, по всем законам физики, будут "бить" именно туда, а, вернее, "оттуда", так как индуцированный - наведённый заряд будет максимальным в проводящих железных рельсах, но никак не в земле пустыря. Да ещё и река Студенок протекает аккурат вдоль пустыря, а она намного вероятнее "притянет небесное электричество", чем пока ещё не насыщенная дождевою влагою почва.Несколько раз замечал, как разряды ударяют
прямо в землю по пустырю, по которому мы бежим.
Где же терзания Сержика о том, что именно его "предложение" привело к гибели друга Земли? Их нет. А нет потому, что само событие (очень надеюсь!), на счастье читателя, от начала и до конца выдуманное (и это хорошо).– Ребзя, до дома не добежим! – заорал я, перекрикивая гром и завывания ветра. –
Погнали в халабуду заханыримся.
Читаем дальше:
Тесно в широко раскопанной яме с полками и с лежанками? Какая-то явная нестыковка с ранее написанным. Так что "халабуда", на счастье читателя, всё-таки выдуманная, равно как и всё происходящее в ней впоследствии.Нам с Женькой достались места у дальней стены. Внутри было тесно, темно и душно.
Как Хрипля вытаскивал Сержика из-под завала песка "с третьей попытки", даже обсуждать не буду. Хрипля, видимо, был природным экскаватором и трелёвочным трактором одновременно.
А про то, что "халабуду вывернуло наизнанку" (яму, а не пещеру) - могут поверить разве что инопланетяне. Вспоминая свои "пацанские" знакомства с разнообразными ямами, пещерами и землянками, вырытыми в холмах, подобно Станиславскому заключаю: "Не верю!"
То, что Хрипля, пережив величайшее потрясение после обрушения "халабуды", приходит и полностью восстанавливает её, показывает явное зомбирование Хрипли "светлым духом товарища". Оттого-то, видимо, "славный мастер" Хрипля в итоге и спивается, и замерзает.
А через ножичек Женьки он общается с умершим, как по мобильнику? Оригинальное решение... Но рассказа на более высокий балл даже это решение не вытягивает. Как и бодрый реалистичный стиль повествования с изнанкой, далёкой от реализма.
Таково моё стариковское брюзжание на счёт чудесной "Халабуды".