Сообщение
Беатриса » 18 фев 2024, 11:36
Пара слов о нескольких рассказах
(3 часть, завершающая)
ИЗНАНКА ПОСМЕРТИЯ
«Пошлю его, её, их» и «Тройной пингвин».
«Дом наизнанку» – посмертное обиталище.
Оба рассказа сильные. В обоих земная жизнь главного героя, становится причиной именно такого его посмертия. В «Тройном пингвине» герои работали на антарктической станции, к гибели их привело опасное развлечение. В посмертии утонувшего полярника – пингвин и лёд. В «Пошлю его, её, их» – переживания подростка, связанные с играми с товарищами, прогулками с девочкой, с отношениями дома.
По литературной достоверности «Тройной пингвин» выстроен убедительнее, но он и проще. На том свет переносятся прижизненные страсти. (Это бы я и рассматривала как фантдопущение с новыми, антарктическими деталями и образами). Герой переживает, что невольно стал причиной гибели друга. Он так поглощён виной, что долгое время не замечает своей собственной смерти. В общении героя с пингвином много подсказок, что что-то идёт не так, как представляет себе герой. Развязка, в которой читатель узнаёт, что читал про посмертные приключения, подготовлена. Красив финал со встречей друзей в холодильнике у пингвина, где им предлагается посидеть до полярного утра.
Уважаемый автор, проверьте, пожалуйста, точно ли там (на побережье, вдали от полюса) полярное утро наступает в октябре, а не раньше, в августе, например? И точно ли герой (в своих посмертных ожиданиях) должен был прибыть в аэропорт, а не возвращаться морским путём?
В «Пошлю его, её, их» ключиков не хватает для того, чтобы хотя бы задним умом читатель смог бы заподозрить, что мальчик уже погиб. При перечитывании понятно, что там неспроста и футбольный мяч, которым герой мог бы, по словам Риты, играть один, и переезд, и блинчики... Но это при перечитывании.
Можно было бы усилить игру с читателем, разложив очевидные ключики. Например, поместить неуместные во дворе вещи-подсказки, вроде кафеля, который узнается потом кафелем из морга. Или просто добавить герою увлечённости, азарта, когда тот разгадывает, откуда у него такие возможности и начинает понимать, что мёртв.
Тогда развязка будет подготовлена лучше. Но не повредит ли это мистике посмертия? Сейчас она обжигающая, пронзительная, ясная. Смерть меняет героя. Мальчик, ещё не распрощавшись с оставленной жизнью, воспринимает свои новые возможности и ограничения в привычных, понятных ему образах и желаниях. Подростковых. Простых. Полных простора и будущего.
В таком мистическом тексте у автора есть возможность провести доверившегося читателя к тому, чтобы на выходе он с большей нежностью, с любовью обернулся бы к своим, не вполне пока отболевшим потерям.
Яркий, мощный рассказ. Спасибо автору и удачи на конкурсе!
Тушу пожары керосином. Обращайтесь.