Сообщение
Антон Осанов » 15 сен 2021, 12:56
Девятнадцатые.
Соответствие теме: 1/3
Стилистика: 3/3.
История: 2/3.
Вновь перечитал этот необычный рассказ. В восторг приводит его крошечный объём и вмещённая туда история. Всего четыре страницы, а ведь на целую повесть здесь, а может даже роман. Такой мир придуман, что его просто жаль ужимать в рассказ. Обязательно нужно расширяться в повесть. Событие будет, без шуток. Большая литература.
Сами по себе Девятнадцатые показывают, что такое жанр рассказа. Это быстрая, без препинаний история. Это вспомогательная роль языка, который подталкивает повествование. Это безошибочная стилистика, заменяющая толстокожие абзацы лёгкостью точных слов. Рассказ — поджарый, сосредоточенный жанр. В нём нельзя растекаться. В Девятнадцатых всё обнажено, искрит. И потому поражает.
Но всё-таки мутноватая на выходе киноварь.
Во-первых, здесь неполное соответствие теме. Отдельно от неё — никаких вопросов, но конкурс на то и конкурс, что налагает на таланты разной величины одинаковые ограничения. В случае алхимии это «Три необычных знакомства, одна ссора и кое-что ещё» в обществе XIX-XXI веков. Общество есть, а вот трёх знакомств нет. Знакомство в рассказе только одно — с новым пыточником. Остальные фигуры (саламандра, старый пыточник, сосед) уже были герою знакомы. И это не бюрократическая придирка. Рассказ скользнул по теме лишь мельком, она не ограничила его сюжет, что ставит Девятнадцатые в более выигрышную позицию по сравнению с теми, кто отнёсся к теме со всей серьёзностью. Это как не соблюсти условий соревнования: рукой в футболе, например, подыграть. Поэтому, как бы ни были хороши Девятнадцатые, два балла необходимо снять.
Во-вторых, история. Она не дотягивает до уровня языка. Вкратце, в чём суть: индустриальный мир в саже ртутно-серного тоталитаризма; средством алхимического преображения являются сами люди: лакриматики (их замыкают в цепь и посредством боли гонят златокиноварь), фильтраты (отцеживающие получившийся продукт), движители (те, кто пьют златокиноварь и приводят всю индустрию в движение). Герой-лакриматик выгорает на работе от боли, но благодаря тому, что утром его укусила саламандра, он то ли спасает всю свою цепочку от смерти, то ли сам эмпатически выживает, не сходит с ума. То есть история сводится к набору сентиментальных переживаний и выводов, а сам рассказ оказывается лишь иллюстративным проспектом о местных достопримечательностях. И если бы мир этот не был самым оригинальным из всего, что пока представлено на конкурсе, за историю можно было бы поставить ещё меньший балл.
Тем не менее, стилистические и вселенческие качества Девятнадцатых таковы, что они делают рассказ выдающимся и ни с чем не сравнимым. Это для долгого многократного чтения, после которого по своим местам встают непонятные неологизмы. Но и тут не без минуса: малый ведь объём, распирает его! Добавить бы тысячу-другую! А ещё лучше пять! И не пугали бы слова, и история, глядишь бы, вышла другой.
А вообще надо на таких основаниях писать повесть. А то и роман. Шедевр будет. В рассказе всё заложенное не раскрыть. Слишком много всего. Хотя выдержать такую стилистику в романе очень сложно (особенно для читателя).
Оценка: 7 из 10. Но можно оценить на 9, а то и на 10. И в то же время можно понять, почему кто-то захочет поставить Девятнадцатым всего 5-6. Тут смотря каких критериев придерживаться.
А так мне хотелось бы видеть Девятнадцатых в тройке победителей.
Полагаю, автор рассказа — lowercase.