Голем и беглянка
Мне вот интересно, если для того, чтоб элексир подействовал, его нужно выпить – почему в случае с любовным элексиром достаточно было прикосновения?
Это важно, потому что на этом построен весь сюжет.
Если кто-то может объяснить, послушаю с интересом. Может, это я что-то упустила в тексте?
Что понравилось в рассказе.
Как проявляются чувства у голема.
Вот это прописывается интересно. Очень хорошо изначально подаётся сюжет от лица голема, да и вся эта големская революция поначалу выглядит прикольной заманухой. Но только поначалу.
В минус мне сыграла некоторая авторская небрежность при проработке мира.
Это вот тот случай, когда показанное штрихами и урывками вызывает больше вопросов и сомнений. И чем дальше, тем больше вопросов и больше сомнений, как раз потому что мир не становится понятнее с течением повествования.
К примеру, "Что такое Внешний круг?" спрашиваю я вместе с Големом.
Ответ Жанны ни фига не объясняет:
После того, как големы пришли к власти, они переселились в крупные города.
Дальше Жанна говорит:
Подумай, можешь ли ты быть счастливым, если знаешь, что завтра придёт голем и отберёт всё? Поэтому люди из Внутреннего круга чувствуют себя в относительной безопасности
Голема такой ответ устроил, меня же нет. Я так и не поняла, почему мир разделился на Внешний и Внутренний круги. Где пролегает граница. Кто управляет всем там в принципе. Если за кадром граф, то почему он, имея на руках такую власть, так хреново ею же распоряжается?
Если големы служат людям, почему они не защитили своих господ? Не все ведь из них выступили на стороне Фердинанда.
Почему другие аристократы (ведь граф не единственный в стране) не оборонялись? У них не было големов-военных?
И мне слабо верится, что захват власти произошёл легко и просто. Ага, Фердинанд с кучкой других вот так вот ходил по городам и сёлам и всех обращал в новую веру, и големы тут же восставали против своих хозяев и власть в стране захватили граф и Фердинанд. Нет, я не вменяю это в виду автору. В конце концов, големы живут очень долго и с момента появления Фердинанда на камнеломне до появления Жанны могло пройти сто лет. А как там всё происходило, Реон знать не может. Очень удобно он сидит себе в своей камнеломне и не в курсе, чё в мире деется-то.
И всё же политика мира вызывает вопросы.
Номинально, может, власть и сосредоточена в руках графа, но по факту – что он с нее имеет? Лишний кусь зерна с зашуганных граждан, которые прежде принадлежали другому дворянину? Я смотрю на те обрывки мира, которые подаёт автор, и не могу представить себе – как это всё работает в принципе. А уж то, что Жанна сбежала, а по её следам пустили гончих (тоже големов), а позже ещё и некий мужик её лупит по голове с целью увезти, говорит о том, что заправляют всем таки големы. И Фердинанд. И ничуть не формально, а абсолютно по-настоящему.
Но вот как они к этому пришли, меня интересует намного больше, чем кратко пересказанная история бунта под руководством Жанны. Серьезно. Я бы с удовольствием почитала полную интриг и ярких диалогов, экшена и противостояний штуку. Эх, жаль, что предыстория не вошла в рассказ.
Для полноты картины происходящнго мне очень не хватило пояснений о том, что же произошло между Жанной и Фердинандом. А это немалый и очень вкусный кусь истории. Увы, он остался за кадром.
Нет, я понимаю, что всё не втиснешь в рассказ на сорок тызнов, и отсюда ещё одна претензия:
Пересказ.
Да, большая часть повествования – это закадровый пересказ событий. Из-за чего теряется погружение в историю. Слишком поверхностное скольжение получается.
И в итоге, автор, я настолько не верю в эту придуманную то ли вами, то ли Жанной историю о якобы захвате власти через големов, которые продолжают служить людям, что, увы, перестаю верить и всему остальному. Голем вызывает в себе ревность? Блин, он настолько натужно это делает, что мне начинает казаться, будто автор концовку писал под самый дедлайн.
Язык
Я уже сказала про то, что мне понравилось, как расставлены акценты в моменты, когда на голема начинает действовать элексир. В остальном же язык не впечатлял какими-то художественными находками, но и не скатывался в непроходимые дебри. Читать было легко. Ещё б не пересказ, о котором я упоминала выше, было и вовсе хорошо. Несколько безэмоциональное изложение очень подходило к сюжету – ведь нам подают историю такой, какой её видит и воспринимает голем.
Однако вычитать текст хочется получше.
Мне пару раз встречались лишние запятые, неудачные речевые обороты и опечатки вроде:
Расперевшись лапами, она вскарабкалась наверх
воняли мусор, громоздившийся прямо под окнами.
Неуместные скачки ПОВ:
Голем поставил камень в пирамиду, отряхнул ладони и отправился вниз. Сверху он казался меньше муравья.
Они поднимались рядом, и глыба на плечах казалась Реону непривычно лёгкой. Жанна думала о том, как бы не выронить камень
Теперь вопросы, которые у меня возникли к сюжетной логике:
Краем глаза Реон увидел Жанну. Девушка вылезла из укрытия.
Камень, которым голем задвинул её, Жанна настолько легко отодвинула? Как бы разница между големом-камнеломом и девушкой, отнюдь не метательницей ядра очевидна. Потому момент вызывает сомнения.
Мне следует, наконец, узнать, почему никто не забирает гранит.
Зачем? Изначально голем занят тем, чтоб добывать камень. Куда гранит забирают, забирают ли вообще – это его забота? У меня этот вопрос не возник бы, если б не то, какими големов в общем прописывает автор. К слову, тот же землепашец вообще не парится на тему засевают землю или нет, он тупо пашет. Так и Реона не волновала судьба добытого гранита.
Жанна легла, подложив под голову свой вещевой мешок, а голем, не привыкший к безделью, разглядывал звёзды. Реон спрашивал себя, что он здесь делает, но не находил ответа. Смотреть на Жанну было приятно.
Так на звёзды или на Жанну?
я не смог дальше закрывать глаза на своё настоящее предназначение: приносить пользу людям
– Теперь ты можешь понять Фердинанда, – сказала Жанна. – Я видела его всего пару раз, но мне кажется, вы с ним не сильно различаетесь.
– Ты думаешь, Фердинанд считает, что людям лучше жить вот так?
Как слова "приносить пользу людям" сочетаются с "людям лучше жить вот так"? Какая польза людям от отдачи эмоций големам?
Каждый день Реон беседовал с другими големами. Спорил, убеждал, проявляя неожиданное красноречие.
– Давайте приносить пользу, – говорил он.
– Людям это не нужно, – отвечали Реону.
– Это потому, что они не знают, как должно быть, – говорил Реон. – Подайте пример. Сделайте что-нибудь. Очистите улицы от грязи, почините мостовую, наладьте водопровод. Это будет во сто крат полезнее того, что вы делаете сейчас.
Здравствуйте. А как же голем-землепашец? Или те, кто чинил крышу и рыл колодец?
– Как охраняют границу между кругами? – спросил Реон.
Внезапный вопрос для голема. Откуда он знает о том, что между кругами есть граница, если ничего не знает о Внешнем и Внутреннем кругах?
В итоге вопрос читается так словно автору нужно дать пояснялочку. И это не единственный момент, когда персонажи что-то делают и говорят именно потому, что так написано в сценарии.
– Может, отступимся? – спросил мельник.
– Ни за что! – ответила Жанна. – Не сейчас, когда цель так близко.
– Ты думаешь, Август ещё жив? – спросил Реон.
Почему он задал такой вопрос?
Жанна, настраивая големов в поход против Фердинанда, ни словом не обмолвилась об Августе. И тут Реон проявляет внезапную (уже не в первый раз внезапность звучит в этом рассказе) проницательность.
Мир.
А точнее вопросы к миру рассказа:
Впереди Реон заметил столбики дыма, лизавшие небо. Жанна решила свернуть с дороги и обойти деревню лесом – та располагалась слишком близко к карьеру.
Как близость к карьеру играет на то, что Жанна решила её обойти?
И, главное, почему они спокойно чешут по дороге, не опасаясь никого встретить?
Жанна наловила рыбы
Руками? О том, что у них с собой снасти – ни слова. Или же умение вырезать удочки и делать крючки, копать червей входят в программу воспитания дворян?
Графская дочь удивительно приспособлена к жизни.
Наконец, голем-землепашец оставил плуг и сходил за семенами, чтобы засадить часть взборонённой земли.
А почему не сеяли люди?
Или они предпочитали дохнуть с голоду?
– Легко сказать, – произнёс землепашец. – Фердинанд сидит в особняке Суходольского под охраной десятков гончих за высокими стенами и рвом с водой.
Откуда такая осведомленность для простого голема-землепашца с Внешнего круга?
Реон сделал выпад. Гончая попыталась увернуться, но раненая лапа подвела. Меч ударил в горло, и Реон навалился всем телом, проталкивая его внутрь. Мирка захрипела, рубиновые глаза погасли
И всё? Этого достаточно, чтобы убить голема? Хм... А как же первый бой Рэя с гончими? Там был кусочек про заветное слово алхимика на бумажке. И ни слова о том, что голем умрет, если ему просто воткнуть меч в горло.
Маркевич ударил Жанну по голове и перекинул обмякшую девушку через седло. Вскочил на коня и, натянув поводья, развернул того в сторону улицы.
Пришпорил и поскакал прочь, объезжая мечущихся людей.
Реон снял Жанну с лошади. Девушка открыла глаза и потрогала вздувшуюся шишку на голове.
Хм... Как своевременно она очнулась! Или же просто притворялась?
– Для побега мне передали кое-что, – сказала Жанна, и засунула руку в мешок. Звякнуло стекло, и девушка вытянула небольшую бутылку. – Это – зелье, позволяющее дышать и не мёрзнуть под водой.
Вы слышите, автор? В кустах кто-то внезапно заиграл на рояле.
Реон поплёлся к двери, за которой скрылась Жанна. Он встретился взглядом с одним из заключённых.
То есть, он под властью любовного зелья должен бы спешить за Жанной, однако он идёт и поглядывает по сторонам, да? И ему внезапно (ох уж это внезапно) стало интересно, как зовут человека, которого он видит впервые в жизни?
Мда.
И "сухая рука", которая высунулась из клетки, чтобы коснуться Жанны мне ещё до того отчётливо читалась этаким авторским намёком: эй, читатель, это жжжж тут явно неспроста!
Запомни, Реон: големы всегда служили людям и будут служить. Даже Фердинанд, и тот подчинялся моему пра-пра-прадеду до самой его смерти, был лишь орудием. Граф Суходольский догадался, как захватить власть с помощью големов. Эмоции? Нет. Он предложил тем иллюзию свободы.
Ок, а сами люди? Сам граф? Сидел себе тихонечко в своём замке и не высовывался? Какую власть граф получил? Что он выгадал от этого?
И как вообще происходил переворот в головах големов, чьё предназначение – служить людям?
Концовка нелепа. Почему, если Фердинанд настолько стар и немощен, Жанна сама не убивает его? Зачем ей Реон? Если она уже планировала заменить Фердинанда, значит были кандидаты на замену.
В общем, я не знаю, рассказ писался наспех или на отвяжись, но костылей в нем столько, что без них история просто разваливается ко всем чертям.
Авторские "вот здесь надо сделать так, иначе дальше не поедет" настолько заметны, что это даже не ой. Это просто "да вашу ж блин!"
И вот это всё, если честно, очень обидно. Потому что сама вот эта задумка про големов и людей, в которой одни управляют другими, но другие думают, что управляют первыми – она интересна как перевёртыш, как мир, в котором можно очень интересно прописать политику и всё прочее. Но у вас оно как раз не то, что не прописано – такое ощущение, что оно не продумано.
Главным героем выступает голем. Возможно, это автора и подвело – вести рассказ от лица голема сложнее, Реон знает мало, и то, что можно было бы прикрыть незнанием героя, в данном случае выглядит сюжетными дырами.
Как по мне так вкуснее и ярче в этом плане сыграла бы Жанна. Но тогда, понятное дело, интриги с любовным элексиром бы не получилось.