Зоя
Хм... Читаю я рассказ, читаю... И что-то почерк мне кажется таким знакомым!)) Возможно, ошибаюсь, а возможно и нет, и рассказ принадлежит тому же автору, который наваял длиннющую погремуху о строительстве дома из кирпича)
Ну да бог с ними, с инновациями, сравнивать не будем, давайте лучше к Зое)
Тем более, что тут есть о чём поговорить.
Сразу же скажу, чтоб потом не возвращаться к этому вопросу: вычитка. Вычитки рассказу не хватает.
Встречались ошибки пунктуации вроде лишних запятых, спорной "авторской пунктуации", а также странные куски текста, где то ли чего-то недодали, то ли чего-то вырезали:
– А подскажите, мамаша, где тут у вас… – «Сельсовет»? А тут вроде и не село, а посёлок, и не один. «Посёлксовет»?..
– А где начальство заседает? – нашёлся Кеша.
Читается как диалог двух человек. А между тем это всё речь одного и того же персонажа.
Теперь к стилистике и сразу к персонажам, потому что с самого начала с ними творится какая-то странная фигня.
Кеша предъявил приказ, что он, Иннокентий Строев, направлен в распоряжение к товарищу комиссару З.И. Петренко.
– Как же! Раз в распоряжение… – кивнул председатель. – Пройдёмте.
Кеша обмер, но виду не подал.
С чего бы Кеше "обмирать"?
То ли слово употреблено в неверном значении, то ли мы чего-то не знаем о Кеше
А дочитав рассказ до конца, я так и не получила ответ на этот вопрос.
Перед почерневшим зеркалом на стене одернул шинель, поправил суконный шлем с зелёной звездой.
Действие происходит на улице. О том, что герой прошёл в здание, нет ни слова. То есть, зеркало висит прямо на стене дома?
Или же герой мгновенно перенёсся в помещение?
Всю дорогу он воображал себе встречу, попеременно робея от непонятной формулировки «в распоряжение» – и восторгаясь оказанным доверием.
Вначале рассказа героя называют красноармейцем. С чего вдруг он реагирует как новобранец?
Виноват, товарищ комиссар! – рявкнул он, чуя, как заполыхали щёки.
Чуя и чувствуя – несколько разные по смыслу глаголы.
Какая-то женщина за столом листала бумаги,
Женщина оторвалась от бумаг, взглянула на Кешу.
Когда женщина встала из-за стола,
Вольно, боец, – ответила девушка.
Зоя так долго была женщиной: и пока сидела за столом, и пока Кеша её внимательно рассматривал, а потом встала из-за стола – и та-дам! – стала девушкой. Сорок пять – баба ягодка опять?)
Подойдя ближе, начала рассматривать его. Кеша устыдился своей наивной конопатой физиономии, оттопыренных ушей, что вечно полыхают от стыда (вот и сейчас, аж жарко!), голубых глаз под светлыми («поросячьими», брат дразнил) бровями…
В то, что Кеша будет смущаться своих поросячьих бровей верю охотно – его за них дразнили. И про уши верю. А голубых глаз чего стесняться? Стесняться цвета глаз? В данном случае оно отчётливо указывает, что автору было нужно вставить описание персонажа. Ну так вставлено оно хорошо, если б не голубые глаза. А во если б вы дали смущение Кеши не потому что глаза голубые, а в сравнении с тусклыми глазами Зои – она то вроде как несильно старше, а уже комиссар, и опытна, и много повидала, судя по всему. А он, Кеша, как юнец с горящими глазами рядом с ней. Может, ему тоже хочется выглядеть опытным бойцом. И чтоб взгляд тоже такой, повидавший.
Тогда бы смущение от своих глаз выглядело бы хоть как-то естественней.
Взгляд комиссара вгонял в робость. Такие глаза – тусклые, погасшие – Кеша видел только у вдов на пепелищах
Взгляд тусклых и погасших глаз вгоняет в робость?
Да ну?))
Кто доставлял вам серебро?
Шульц замялся.
– Кто?
– Прохор Липаев. Охотник из Погостного.
Кеша сдержал возглас. Вот тебе и Юрьев день!
А с чего удивляться-то? Сказала же Зоя, что дети пропадают в Погостном, а делом этим заниматься будут вместе с делом о добыче серебра. Тут не Кеша должен бы удивиться, а читатель вздохнуть: грубая авторская связка двух дел в одно.
И да, распространенное выражение звучит как "вот тебе, бабка, и Юрьев день". И тут по смыслу оно неуместно. Потому что Кешино удивление звучит вроде как "вот это поворот!". А выражение означает что-то вроде "вот мы и обосрались".
Больше стилистику не трогаю.
Язык
Язык в рассказе живой, автор старался, но мне часто мешали сумбур, некоторая корявость и нелепица в описаниях.
Комиссар смотрела на маленького, сального человечка
Зоя даже вопросительные фразы говорила, как утверждала
реющие в вышине облака
и кучка домиков на мысу, вдававшемся в воды.
Кругом раскинулись сосновые леса, то и дело прерывавшиеся зеркалами озёр, в которых отражалось небо и реющие в вышине облака. Холмы перевиты лентами речушек, кое-где рассеяны деревушки и хутора щепотками домов; и до края земли – простор, от которого сердце щемит
Тут мне очень интересно:
Если кругом леса, как ощущается простор? Я так понимаю, это вид с самой макушки голого холма. Потому как, деревья при этом должны ещё и не загораживать обзор, чтоб Кеша мог разглядеть все эти просторы и красотищу.
Здоров будь, добытчик! – шёпотом окликнул Кеша, подойдя.
Шёпотом с восклицательным знаком?)
Кеша хотел было вскинуться, заорать, выстрелить – но Зоя схватила за холку, сжала пальцами до боли.
За холку?))
Мы с Полканом на границе?))
Персонажи
У меня сложилось впечатление, что автор не до конца представил себе своих персонажей. То есть, вы описываете картинку, кадр, но сиюминутный. И он у вас получается в отрыве от предыдущих кадров. Словно писался рассказ урывками, автор постоянно отвлекался, а когда возвращался писать, то предыдущиее перечитывал.
Из-за этого описания характера Кеши, к примеру, спорят между собой, а сам персонаж выглядят неестественно, из-за чего меня постоянно выбрасывает из текста. Не могу как следует поверить я в вашего героя.
Кеша у вас вроде как красноармеец, с китайцами воевал. Не желторотик. А вы его поначалу выставляете таким уже сопливым, словно парню только-только шинель выдали и отправили на первое в его жизни серьёзное дело.
Зоб описываете повидавший виды тёткой, однако мне она такой представляется только из описания глазами Кеши, да в самом конце сама Зоя выдает там фразу про плен у беляков.
Но.
В её поведении я не могу найти ничего, чтоб указывало на какой-то богатый жизненный или профессиональный опыт.
Кешу, мне вообще кажется, в рассказ втиснули только затем, чтоб оттенять товарища Зою. По сюжету он же не особо и нужен – Зоя со всем управилась сама. Ну разве что про дуб вызнал от пацана, да пару раз заставил комиссара за себя поволноваться.
Зоя же прям Мэри Сью)
Всё-то она умеет, всё знает. Даже нечисть её уважает.
Плывут пароходы – привет Мальчишу!
Летят самолёты – привет Мальчишу!
И в итоге, ни один ни второй не вызывают у меня ни сопереживания, ни симпатии. Не смогла я проникнуться вашими героями, автор. Не было ничего, что бы вызвало восхищение или заставило меня переживать за их судьбы. И об этом поговорим и дальше.
Сюжет
Построен весьма топорно.
Дети пропадают, серебро добывают. У меня тут же рисуется связь одного с другим, потоке дальше я просто жду, когда автор увяжет одно с другим.
И твою ж блин! Чел на допросе колется моментом.
Автор нагнетает атмосферу, мол, сельские могут стрелять, ночью придут, у-у-у! Бойся Кеша, а вместе с ним читатель! Однако и эти слова так и остаются словами, как детская страшилка. Мне уже обидно :(
В селе комиссар, однако местных это не останавливает – очередного дитенка тащат к дубу. И надо же так совпасть! – аккурат в тот момент, когда за ними могут подглядеть сбежавший коммисар с Кешей!
Хорошо нам всем в кустах, а? Тут и Зоя, и Кеша, и читатели, и рояль.
Нечисть? Да ну! Какая нечисть? Она покорно разбегается от одного грозного взгляда товарища Зои.
Граната летит в дупло, однако вместо "трах-бабах-а там хлопушка" только аккуратненько ликвидируется Чертов дуб. Герои же вместе с детишками находятся под надёжной защитой авторского всемогущества. Даже щепкой никого не ранило.
После чего всё село уходит под воду. Вместе с главным козлом в лице охотника. Вот она кара небесная!
Как удобно, не правда ли?)
Советской власти тут – один участковый на весь район, да учительница в райцентре.
А как же сельсовет в Погостном?
Станция одна на сотню вёрст; значит, вывозить будут, скорее всего, через неё.
Дальше Зоя с Кешей отправились на телеге в Погостное. Там в местном сельсовете они допрашивают народ, после чего Зоя говорит Кеше:
– Пройдитесь по селу, оцените обстановку. Может, чего-то приметите. И вот что: услышите пальбу – бегите со всех ног к станции.
???
Так станция же одна, и она находится совсем не в Погостном. Получается как?
"Услышишь, Кеша, что стреляют, кидай меня на произвол судьбы и ножками-ножками беги аж до самого Медвежьего угла. Лошадь тебе, Кеша, без надобности. Ты верхом ездить не умеешь, да и откуда лошади в сибирской глухомани? Так что беги, никто тебя не догонит". Так что ли?
Из антирелигиозной комиссии товарищ комиссар; чего ж её послали пропажи людей да хищения-то расследовать?
Вот тут мне неловко стало за Кешу. Если у них там один комиссар на весь район, почему бы ему не расследовать всё на свете?
Если русалки "раньше мая не просыпаются", отчего ж эта проснулась?
И откуда взялась у ручья Зоя, да ещё в самый подходящий момент? "Как знал, как знал!" (с)
Почему морок анчутки видел не только Кеша, но и Зоя? Она же не боялась.
– Покончим с этим, – Зоя полезла в вещмешок, и разогнулась уже с двумя ребристыми железными окатышами в руках. Гранаты!
– Подавись, скотина, – процедила комиссар, и метнула обе в пасть дупла.
Они под землёй. Насколько глубоко? Что будет если произойдет взрыв? Зоя знает? Её автор предупредил? И потому она ведёт себя столь беспечно? Или же не знает, но смело швыряет гранаты в дупло, рискуя вызвать обвал на головы свою, Кешину и едва спасённых детей?
Наверх выбрались уже поздней ночью. Сквозь ветви блестели звёзды, тянуло холодком
Так темнота и звёзды были когда они ещё только пошли в лес. Как определили, что ночь уже поздняя? А может наоборот – время раннее, перед самым рассветом?
детвора сгрудилась вокруг. Одни были молчаливы, другие хныкали – но к мамке не просился никто. Видать, сами всё поняли.
Поняли что? Что родители их продали? Вот так сходу дети всё поняли?
В общем, если вкратце, то задумка хорошая. Постреволюционные годы, насаждение советской власти плюс нечисть. Тем более, что нечисть своя, не залётные какие-нибудь гоблины с феями. Это вкусно, это интересно.
Но мир прописан очень поверхностно, штрихами. Сильно недоработан. По сути, взаимодействия героев с армии миром-то и нет. Есть Зоя и Кеша, которые где-то там за кадром занимаются какой-то деятельностью, расспросили-допросили пару человек, а потом уже хоба – здравствуй волшебный мир!
И волшебный мир тоже подан штрихами неуверенной кисти. Нечисть у вас, автор, себя ведёт странно. Русалка внезапно в сентябре проснулась. Чудины, которые вроде с копьями, а вроде как и не знают, зачем те копья вообще нужны. Боятся в спину кинуть? Боятся, что вслед за Зоей и Кешей придет кто-то? Однако Царевна же не убоялась. Или правительница глупее своего народа?
В общем, то ли автор сильно торопился, то ли не хватило мастерства. Рассказ выглядит слишком неуклюжим. А жаль. Мог бы получиться неплохой авантюрный хоррор, даже про сильную русскую женщину, которая
Коня на скаку остановит,
Гранату ручную метнёт
Мог бы получиться, но... не получился :( Мне было не страшно, слишком рояльно. Хотелось большей закрученности сюжета. Больше напряжения. У вас много знаков потрачено на объяснялки о круговороте волшебства в природе, на русалку ту рояльную. А ведь можно было действительно перестрелку устроить. От которой герои в лес свалили, на бегу глотая пилюльки волшебные и таким образом и ушли бы от погони. Или не ушли бы, а загнали бы их местные в шахту. К чудинам. Герои – в афиге, Зоя отстреливается, Кеша сталактиты там чудинам на головы роняет... Забираются в самую глубь, а там глядь – дети! И теперь то ли себя спасать, то ли детишек... Ох ёёё!
Чуете, как динамика нарастает? А у вас повествование началось бодрячком, а потом тянется еле-еле. А в походе ночном темп и вовсе упал.
В общем, если рассказ не кинете, автор, а основательно доработаете (совсем не обязательно так, как я тут с ходу понаписывала))) просто доведете до ума – будет очень круто! Вот честно.