Сообщение
limonka » 04 ноя 2020, 13:07
Все дело в шляпе
Возможно, рассказ лучше было бы назвать просто «Дело в шляпе» и обыграть эту идиому в финале, когда друг гг обстряпал, так сказать, свое дело.
Не помню, чья фраза, что нужно уметь убивать своих любимых, – то есть старательно написанные, но совершенно лишние в тексте абзацы. Этому рассказу они очень мешают, и не только в плане избыточных «красивостей». В какой-то момент возникает ощущение, что нам уже по третьему кругу рассказывают одно и то же, и становится скучно.
Самое большое замечание по сюжету. Гг обладал сверхспособностью узнавать идеи-фикс других людей при помощи их шляп. Когда преступник, укравший шляпу, убил женщину, было еще нормально (как будто шляпа внушила ему эту идею, почему бы нет, может, «закрученные» главным героем идеи в шляпах именно так и действуют). Но когда инспектор в подвале у гг проявил ту же самую сверхспособность, что и гг, стало непонятно. Не хватило объяснений, почему это вообще произошло. Когда гг пригрозил, что любой инспектор в Скотланд-Ярде сможет увидеть идеи в шляпе, схема развалилась окончательно. Если это может сделать любой человек, все бы давно знали, как это работает (и первыми узнали бы женщины, примеряющие шляпки друг друга). В этом смысле финал тоже никак не объясняется.
Тем не менее, рассказ понравился больше многих других.
Муравушка
Текст начинается с того, что герой проснулся. Нам не говорят, где именно, рядом кто-то храпит, герой думает о жизни, а потом в окно ударяется жук. Мне пришлось перечитывать, чтобы понять, что раз «боковое окно» – значит, это машина, и перестать представлять героя, спящего в доме, в окно которого почему-то вдруг врезался жук. Как-то это неправильно, не рисуется картинка, не хватает тряски на кочках или чего-то такого.
Герой продолжает думать о жизни, и мы узнаем, как он в эту машину попал. Суровая житейская история, работа таксистом за рулем потрепанной тойоты, Бугай с компанией, ипотека, смерть родителей, операция сестры. Слово «вещунья» на этом фоне звучит неуместно, слишком фэнтезийно. Как и «воевода Ратмир» после описания бандитской разборки с убийством двух человек.
Царапнуло, что гг совершенно не переживал о гибели Муравушки. Да и о себе не переживал, как будто быть замешанным в эпизоде с убийством для него – обычное дело.
И, как и многих, меня мучает, что все-таки было в кульке?
Вышеперечисленное, однако, не отменяет факта, что рассказ хороший. Понравилась логичность фэнтезийной части, что все загадки нашли свои разгадки. Понравилось, что благодаря этой истории вроде как закончилась некая неприкаянность героя по жизни.
Воплоти
Самое лучшее в этом рассказе – название. От всего остального какие-то неоднозначные у меня впечатления. Рассказ, безусловно, качественно написан, но до чего же тягостная в нем атмосфера. Даже в баре бедным героям не становится легче. И как-то слишком просто складывается сюжет, просто потому что автор так захотел, а не в силу внутренних механизмов истории. В итоге мы имеем множество «почему» и очень мало ответов.
Гадость
Хороший, добрый рассказ, душевный. Маленькое замечание: в финале герой, «подающий надежды молодой программист» понимает, что с ним случилось чудо, и это вроде как меняет его, он передумывает продавать дом в деревне. Однако тут же мы узнаем, что предложение Таньке наш герой уже сделал, а значит, он уже планировал семью и детей – так в чем же принципиальная перемена? Имхо, финал был бы сильнее, если бы внутренняя перемена героя была радикальнее. Ну, и еще: «по дорожке семенил серый от старости муравей». Все-таки муравей – не воробей, его так просто не видно. Хотя это мелочь, конечно.