Страница 118 из 244

Конкурсная болталка

Добавлено: 04 окт 2020, 12:10
Сордо
Divine Shadow писал(а):
04 окт 2020, 10:42
- а кого, собственно, можно называть начинающим автором?
Какие еще критерии для определения вы используете?
Основных, пожалуй, два. Язык и оригинальность. Если нет того или другого, значит текст можно отправлять в мусорку, а автора назвать начинающим и пожелать ему развиваться (это если вы добрый критик :mafia:). Если и то, и другое есть, пусть даже и присутствуют отдельные стилистические ляпы или/и дыры в матчасти - рассказ можно доработать, но он хороший, и автора можно назвать зрелым.
Для предотвращения дальнейших расспросов и расставления точек над "ё" распишу всё, что расписывается.
1. Язык - стиль, слог, зовите как угодно - напрямую влияет на удобоваримость текста. Если язык хороший, то можно читать любую бессюжетную фигню и получать хотя бы толику удовольствия, даже если сюжет избит, мир не нов, а жанр вообще не твой. А бывает такое, что с первых двух строк становится ясно: тут фикбук, здесь голубая девичья тетрадка под подушкой, вот это - одна из первых проб пера, вон то - вопиющее незнание школьной программы по русскому языку, а вон там - нагромождение штампов такой густоты, что волосы стынут в жилах.
Состоит из нескольких составляющих.
1) умение выстроить предложения так, чтобы их было удобно читать, не загромождать, не отращивать "гусениц", не обрывать. Посередине. Для нагнетания. Дешёвой. Драмы.
То есть, со знанием орфографии и пунктуации. Без ляпов и неуместных вставок - гармония между огромными телегами текста и попсовой нарезкой абзацев по два предложения. Некий баланс. С поправкой на индивидуальный стиль, конечно. Только этот индивидуальный стиль вырабатывается годами и годами - его ещё найти надо, но когда найдёшь - задумываться уже не придётся, можно сразу в классику себя записывать.
Хорошим языком можно написать даже монологи, даже писательскую рефлексию (а её мно-о-огие ненавидят) на три страницы, да так, чтобы все кушали и добавки просили. Посмотрите, как это делает Милан Кундера в "Невыносимой легкости бытия" - эталон авторских ремарок, которые на удивление живо и вкусно читаются.
2) живые и правдоподобные диалоги. Когда читаешь - и голоса персонажей звучат в голове. Когда герои говорят так же, как могут говорить люди в реальной жизни. Тут просто: при написании диалога лучше проговаривать его вслух. Имеющий уши да услышит фальшь и неестественность, если она там будет. Не имеющий же пусть закроет ворд или что у него там и подождёт, пока уши отрастут.
Диалоги могут служить экспозицией. Но экспозиции нельзя быть навязчивой и картонной, типа "- А помните, как на нас наслали призраков? Таких холодных, скользких на ощупь. На наше счастье они лопались от любого прикосновения ножа, штыка... Помните?". Пример плохой, вялой экспозиции в диалоге - добавление слова "помните" не оживляет описание, которое с тем же успехом можно было дать авторским текстом.
Диалоги могут быть тарантиновскими, но в меру. Увлекаться этим тоже опасно, иначе они превращаются в воду.
В общем, диалоги могут раскрывать детали мира, взаимоотношения между героями, их характеры. Диалоги также "ускоряют" восприятие текста, т.к. быстро читаются и служат погружению в атмосферу рассказа. По этой причине часто рассказы и начинают с диалога, чтобы сраз узадать динамику и интригу. Но это попсовый приём, он уже не в моде. Впрочем, вам решать.
3) грамотное использование выразительных средств. Бедный на метафоры слог - он на то и бедный, что ничего у него нет. Бывают случаи, когда стерильный язык читается легко за счёт выглаженных оборотов и динамичного сюжета, но всегда добавление щепотки выразительности оживляет его ещё больше.
Однако, перебарщивать с выразительностью тоже вредно. Во-первых, если все эти метафоры и эпитеты неуместны и не очень хороши, то это очень портит впечатление самым очевидным образом. Во-вторых, даже если все они уместны и замечательны, но их 2398439251 штук на квадратный сантиметр текста, то вчитываться в него становится ощутимо сложнее. Такое густое, набоковское, письмо имеет своих почитателей, безусловно, но их не слишком много. Лучше всё-таки найти баланс.
А, ну и вымученные художественные сравнения создают впечатление стекающего по ляжкам жидкого кала. Уж лучше обойтись вообще без сравнений, чем выдавать что-нибудь такое: "Медленно, нехотя, с хрипом и скрежетом, будто проглоченная целиком сырая картофелина по пищеводу чахоточного больного, лифт потащился вниз".
2. Оригинальность. Штампы бывают не только в языке, но и в сюжете. Хорошо обыгранный и поданный штамп уже называется тропом или, может быть, архетипом. Ясно, как пень, что всё давно придумано-написано-использовано до нас, а история искусства началась и закончилась на древних греках. Но если бы мы все действительно в это верили, то никто бы ничего сейчас и не писал. Стало быть, раз человек что-то создаёт, то он надеется создать что-то принципиально новое - хоть на полноготочка, хоть на песчиночку новое, иначе зачем это всё? Свежая подача, выворачивание старых сюжетов и архетипов наизнанку, даже старый-добрый постмодернистский стёб - всё лучше, чем тупо кропать унылые историйки, от которых зевота сводит скулы. Потому что такие пресные и попсовые вещи только подтверждают идею, что "всё уже было", и отбивают охоту читать вообще. Именно поэтому, сколь бы ни был хорошо написан рассказ, его незачем читать, если он предсказуем, банален и вторичен.
Это к слову о том, что вот и здесь, на конкурсе, половина рассказов раскрывают темы ну очень одинаково, используя самую первую и очевидную трактовку, и не проявляя фантазии. А писатель - творец. Как создатель новых историй, героев и миров, он не может без фантазии. Ему нельзя расслабляться и кропать проходняк. Ему необходимо порыться в голове, вытащить на свет как можно более ненужную необычную идею и, высунув язык от усердия, её воплощать. А все те, кто прикрывается идеей "Всё уже написано, нет ничего нового, значит нечего и судить нас строго", просто оправдывают свою лень. Dixi.

Конкурсная болталка

Добавлено: 04 окт 2020, 12:10
demihero
Впереди планеты всей голосует группа 7 :smile: - восемь человек уже прислали оценки. Хорошо голосуют группы №2 и 4 - семь человек - и №8 - шесть человек. Меньше всего бюллетеней от групп №1, 5 и 6 - по две штуки от каждой.

Конкурсная болталка

Добавлено: 04 окт 2020, 12:12
Stonebat
syntheticwings, ну да, я согласна с вами. Только база всё равно ведь должна быть. Это как художников сначала обязательно учат академическому рисунку, а потом уже каждый самовыражается в меру своего таланта и контакта с аудиторией.

Конкурсная болталка

Добавлено: 04 окт 2020, 12:20
harrybook
Сордо,
Вы спросили - я ответил.
"Люди из группы семь", как и прочие известные литгруппировки, на моё читательское мнение влияние оказывать не могут.

Конкурсная болталка

Добавлено: 04 окт 2020, 12:22
Kosscross
необязательно
Это хорошо, потому что катастрофически не хватает времени. В понедельник начинается командировка, домой вернусь в четверг вечером уставший. Что можно успеть за один вечер? С Божьей помощью надеюсь прочитать все рассказы, откомментировать, наверное, не получится.

Конкурсная болталка

Добавлено: 04 окт 2020, 12:27
Kosscross
Stonebat,
а вы же в первой группе? Да, там обязательно
Да, в первой. Знаете, я бы с удовольствием написал отзывы на каждый рассказ, но вагоны со свободным временем ещё не подъехали. И неизвестно когда появятся. Так что, прошу меня извинить.

Конкурсная болталка

Добавлено: 04 окт 2020, 12:29
Volfganger
syntheticwings писал(а):
04 окт 2020, 11:59
...главный критерий -- это осознание. В идеале, автор сознаёт, зачем пишет то или иное слово, зачем делает это тем или иным образом, и зачем ставит тот или иной знак препинания, в том или ином месте...
:friends:

Конкурсная болталка

Добавлено: 04 окт 2020, 12:30
Kosscross
Millennium1221, извините, я вас не указал в комментарии (см. выше)

Конкурсная болталка

Добавлено: 04 окт 2020, 12:33
Millennium1221
Kosscross, не стоит извинений, я увидел ваш ответ :) Удачи в командировке и с чтением рассказов группы!

Конкурсная болталка

Добавлено: 04 окт 2020, 13:05
Gragal
Сордо писал(а):
04 окт 2020, 12:10
Основных, пожалуй, два. Язык и оригинальность.
Я бы добавил что отличает мастера от просто писателя.
У мастера всегда выходит нечто большее, чем текст. Не пытаясь навязывать философию читателю в лоб он все равно его меняет. После прочтения человек иначе смотрит на мир.
Потому как текст может быть с изумительными диалогами, языком и даже с оригинальной подачей темы, но... ни о чем.

Конкурсная болталка

Добавлено: 04 окт 2020, 13:08
Kosscross
Millennium1221,
Удачи в командировке и с чтением рассказов группы!
Спасибо!

Конкурсная болталка

Добавлено: 04 окт 2020, 13:14
Сордо
Gragal писал(а):
04 окт 2020, 13:05
Я бы добавил что отличает мастера от просто писателя.
Соглашусь. Вопрос-то был о том, чем отличается начинающий от обычного.
А менять мировоззрение - это уже вообще следующая ступень, я эту тему даже и не трогал.

Конкурсная болталка

Добавлено: 04 окт 2020, 13:21
Torna a Surriento
A.Ram писал(а):
03 окт 2020, 09:25
унынием, тоской и осенним нытьём :glasses:
Люди, вы чего? Вы жеж не ж/д дорогу строите в вечной мерзлоте, а сидите уютненько так, почитываете, можно даже с коньячком
вот да! странное какое-то бухтение. подумаешь, есть слабые рассказы. Им тоже важно прозвучать. Авторам нужны ваши отзывы, чтобы расти и учиться. Ну, значит, ваш - самый крутой на грядке. Во втором туре будет вкуснее. В финале, если пройдете, будете наслаждаться. :beer:

Конкурсная болталка

Добавлено: 04 окт 2020, 13:58
Roland23
Divine Shadow писал(а):
04 окт 2020, 10:42
. И тут у меня возник вопрос - а кого, собственно, можно называть начинающим автором?
Я даже в своё время записал целое видео про то, кто такие начинающие писатели и как они различаются. Если будет интересно, гляньте: https://youtu.be/DUB4frp077w

Конкурсная болталка

Добавлено: 04 окт 2020, 14:07
lowercase
Divine Shadow писал(а):
04 окт 2020, 10:42
И тут у меня возник вопрос - а кого, собственно, можно называть начинающим автором?
тут очевидно, имхо. Начинающий автор - это человек, который только начал писать. А так как мы не знаем, какой по счету у человека рассказ, то я бы не стала вообще употреблять это словосочетание. Да и слово "мастер" я бы приберегла) А то назовете мастером человека, который второй раз в жизни написал что-то, а он(а) и загордится :lol:
И надо потом будет эту гордость тупую вытравливать из себя. Долго и мучительно.

Конкурсная болталка

Добавлено: 04 окт 2020, 14:34
Stonebat
lowercase писал(а):
04 окт 2020, 14:07
И надо потом будет эту гордость тупую вытравливать из себя. Долго и мучительно.
А зачем? Если со второго раза получилось написать мастерский рассказ, разве это не повод для гордости? :smile:

Конкурсная болталка

Добавлено: 04 окт 2020, 15:17
Нохум
Сордо, Прочитал, кто начинающий и кто матёрый. Ржал, как конь на выпасе. Извините, ничего личного, но вы какой писатель будете: начинающий или этот как его... "творец"? Чисто из любопытства.

Конкурсная болталка

Добавлено: 04 окт 2020, 15:27
Эмил
arturovna писал(а):
04 окт 2020, 10:06
Все помнят неграмотного Андерсона
Volfganger писал(а):
04 окт 2020, 10:29
взятый в пример Андерсен, классик детской литературы
Stonebat писал(а):
04 окт 2020, 11:12
Про Андерсона правда
В самом деле, какая разница, корова или карова - понятно же, что имеется в виду классик детской научно-фантастической литературы Пол Андрюкович :lol:
Сордо писал(а):
04 окт 2020, 12:10
Если язык хороший, то можно читать любую бессюжетную фигню и получать хотя бы толику удовольствия, даже если сюжет избит, мир не нов, а жанр вообще не твой. А бывает такое, что с первых двух строк становится ясно: тут фикбук, здесь голубая девичья тетрадка под подушкой, вот это - одна из первых проб пера, вон то - вопиющее незнание школьной программы по русскому языку, а вон там - нагромождение штампов такой густоты, что волосы стынут в жилах.
"Пастырь для муравья", 2 группа. Прямо в финал imho, хотя обвинить вот в этом вот во всём можно запросто. Прошу пардону, но раз уж тут кого-то начали пиарить, то почему бы и не. Только это не пиар, и не антипиар, просто интересный пример. Грамотность - дело далеко не первое. Гениальному повару не обязательно уметь подтирать себе задницу... хотя желательно.

Конкурсная болталка

Добавлено: 04 окт 2020, 15:43
Volfganger
Эмил писал(а):
04 окт 2020, 15:27
понятно же, что имеется в виду классик детской научно-фантастической литературы Пол Андрюкович
Уели, признаю! :biggrin:
Отсылаю уведомление об ударе по гордости.

Конкурсная болталка

Добавлено: 04 окт 2020, 15:50
Эмил
А я так ещё и не понял, кто имелся в виду :blush: